Для кого Россия лучше собственной родины?

 

Статистика ФМС в отношении числа трудовых мигрантов на территории РФ шокирует, даже несмотря на то, что показатели ее далеки от реальности. С начала 2013 года в нашу страну официально въехало 11,3 миллиона мигрантов, из которых более половины узбеки, остальные — таджики, украинцы, белорусы и другие граждане СНГ. Что гонит этих людей из родных мест?

Если верить весьма приблизительным данным Федеральной миграционной службы РФ, то с начала текущего года нашу границу пересекло на 9,9 процента больше иностранных граждан (потенциальных гастарбайтеров), чем за аналогичный период прошлого года, когда в Россию въехало 10,3 миллиона человек. По-прежнему, однако, лидирующую позицию в списке мигрантов занимают граждане Узбекистана, коих за первые полгода стало в России больше на 1,1 миллиона человек. Поток узбеков в Россию не сокращается несколько лет подряд, в связи с чем, напрашивается вопрос — что заставляет жителей среднеазиатской республики покидать родные края в обмен на российскую действительность, во многих случаях крайне тяжелую для лиц, прибывших сюда на заработки?

Миграция людей из мест, в которых идет война — явление закономерное и обоснованное. Например, в начале 1990-х годов в Россию по этой причине вынуждены были мигрировать уроженцы Таджикистана, Азербайджана и Грузии, позже — граждане Приднестровья, и так далее. На тот момент приезжих из этих стран было в России подавляющее большинство. На родине сегодняшних лидеров по миграции боевых действий не ведется, но покидать свои дома и семьи их все же заставляет борьба, — борьба за достойное существование.

Как написал в своей статье под названием "Ташкент-Москва: почему мы уезжаем" гражданин Узбекистана Хает Хан Насреддинов, узбеки бегут в Россию "от нежелания прозябать в своей единственной жизни, когда кругом блеск и благополучие, а дотронуться до них, тем более воспользоваться ими, нельзя". Именно отсутствие хорошо оплачиваемой работы и каких-либо жизненных перспектив заставляет молодых узбеков уезжать в Россию, где, по их мнению, жизнь бьет ключом и рабочих мест с зарплатой, которую не стыдно отправить женам и матерям, неисчислимое множество.

И по сравнению с трудовым рынком Узбекистана это действительно так. По данным Всемирного банка, безработица на территории республики составляет от 20 до 30 процентов, тогда как официально правительство Узбекистана заявляет о безработице на уровне 5 процентов. Не лучше ситуация обстоит и в Таджикистане, который занимает второе место по численности мигрантов в Россию. Как пишет Lenta. ru, на родине зачастую вынуждены существовать примерно на два доллара в день, что уже считается жизнью за чертой бедности. Потому нет ничего удивительного в том, что Россия для многих таджиков является "землей обетованной".

Читайте также: Мигранты обрели иммунитет от выдворения

"Узбекистан и Таджикистан — это действительно страны, где наблюдается кризис экономики, очень серьезное расслоение. Там действительно скопилось большое количество безработных, которые традиционно уезжают в Россию, — рассказал "Правде.Ру" член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, — Есть еще такой синдром воспоминаний о Советском союзе, о России, как о ближайшем партнере и дружеской, братской стране. Есть некая общность языка, у многих из этих людей предшественники посещали Россию, уже есть и родственники. Все равно связи между Россией, Таджикистаном и Узбекистаном наиболее тесные. Поэтому люди делают выбор в пользу РФ. Есть уже проторенные известные пути, есть даже информация о городах, где закреплялись предшественники, куда они устраивались работать, где они проживали, на кого можно из представителей таджикско-узбекской общины опираться в Москве и других регионах — это, естественно, играет большую роль для выбора страны, где можно приложить свои усилия".

На третьем месте по количеству трудовых мигрантов в Россию стоит Украина. За первые месяцы текущего года в страну на заработки приехали 278 тысяч украинцев. Впрочем, украинские гастарбайтеры давно вписаны в российскую экономику и количество их никогда не достигало таких серьезных цифр, которые порождают недовольство у коренного населения страны, не говоря уже о том, что украинцы и россияне всегда были братскими народами. Такая же ситуация обстоит и с белорусами, чья рабочая сила давно присутствует на российском рынке, но достаточно ненавязчиво. Впрочем, эксперты считают, что поток мигрантов в РФ из стран-соседей с годами будет иссякать, для чего есть вполне очевидные причины.

"Украина и Белоруссия, так же как и страны Балтии, все чаще оглядываются в сторону Восточной и Западной Европы. Молодежь уже старается трудоустраиваться, учиться, либо на какие-то сезонные работы ездить в европейские страны. Я думаю, что потоки Украины и Белоруссии будут постепенно иссякать", — считает Александр Брод.

Такой же точки зрения придерживается и директор Института стран СНГ Константин Затулин, который отмечает, что сегодня миграция из Украины достигает достаточно больших размеров, но направляется она в два потока.

"Если узбеки и таджики едут в основном в Россию, то украинцы едут в Россию и в Западную Европу, — рассказывает Константин Затулин, — Что касается Белоруссии, то там достаточно высокая занятость. В последнее время, конечно, возникли некие проблемы, связанные с общим кризисом белорусской экономики и общемировым кризисом, однако в большинстве своем белорусы находят себе работу дома, как и казахи. Хочу обратить внимание, что ближайший к нам Казахстан не является страной, из которой наблюдает такая миграция, как, скажем, из более далеких Узбекистана и Таджикистана".

О том, насколько сегодня в России запущена ситуация с мигрантами, из которых число нелегальных даже превышает число легальных, не писал в последнее время только ленивый. Однако надо учитывать, что миграция, выходящая за разумные пределы, является проблемой не только той страны, куда устремляется поток, но и тех стран, откуда толпами выезжает население трудоспособного возраста. Поэтому страны с низким уровнем экономического развития, ярким представителем которых на постсоветском пространстве является Узбекистан, принимают различные меры для удержания населения. Но никакие запреты или административные наказания не удержат человека в стране, где просто нет возможности зарабатывать на жизнь. Впрочем, разорвать пуповину, привязывающую кризисные страны к капиталистическому рынку РФ, вполне реально, причем безболезненно для обеих сторон. Один из примеров, как это можно сделать, привел Александр Брод.

"РФ стоило бы начать переговоры с властями этих стран (Центральной Азии — прим. ред.) по созданию российских предприятий или предприятий с российским капиталом на их территориях. Это позволило бы переориентировать безработных данных стран. И вместо того, чтобы они приезжали сюда, они могли бы работать на новых предприятиях. Естественно, поскольку это российский капитал, то прибыль шла бы в российский бюджет, и одновременно это бы поднимало экономику данных стран", — подводит итог чиновник.

Но до таких революционных решений, как России, так и зависимым от ее рынка странам СНГ пока еще очень далеко. На сегодняшний день российские власти в большей степени задумываются над мерами, способными урегулировать ситуацию с притоком нелегальной рабочей силы. "К нам приезжают молодые люди, не знающие языка, неадаптированные, неинтегрированные, без профессии, ведут себя неадекватно, вызывают раздражение у нашего населения. Мы обязаны реагировать. Существующий на сегодняшний день механизм квотирования привлечения иностранной рабочей силы очень сложен, неповоротлив, давно уже не отвечает современным условиям и, конечно, требует пересмотра. В качестве одного из возможных вариантов мы рассматриваем отказ от существующих институтов, заменив их установлением доли используемой иностранной рабочей силы в экономике страны", — заявил на днях глава ФМС Константин Ромодановский. Однако когда данные меры могут быть приняты, пока остается лишь догадываться.