Мексика готова отказаться от госмонополии на добычу нефти, газа и открыть частным компаниям доступ к некоторым месторождениям. Основной партнер страны и ключевой мировой потребитель нефти — США следуют стратегии замещения импорта нефти собственной добычей. Мексиканская добывающая отрасль издавна является филиалом американского сырьевого сектора.
В настоящее время Мексика - один из крупнейших поставщиков нефти в США. Также, по данным Геологической службы США, Мексика занимает четвертое место по запасам сланцевого газа. В стране нефтедобыча является государственным сектором последние семь десятков лет и финансово обеспечивает существование внешне независимого мексиканского государства. Национализация всех филиалов компаний, которые занимались добычей нефти в стране, произошла еще в 1938 году.
Государственным монополистом отрасли является компания Petroleos Mexicanos, которая обеспечивает весь цикл добычи нефти. Она одна дает около трети доходов бюджета страны, перечисляя в казну 60 процентов своей прибыли. При этом Мексика энергетически не самодостаточна и технологической пуповиной привязана к США. Причина тому вряд ли случайна: в Мексике за все эти годы так и не развили собственную нефтепереработку и 51 процент нефти, отправляемый в США, уже в переработанном виде возвращается в Мексику.
Таким образом, страна стратегически зависит от экспорта сырой нефти. Но в последнее время дела у госкомпании идут не так хорошо, как хотелось бы мексиканским властям. Добыча неуклонно падает. В прошлом году руководство Pemex заявило о планах восстановления уровня добычи до более трех миллионов баррелей в день к 2017 году.
Читайте также: Мексика: народ воюет против наркомафии
Согласно недавно опубликованной статистике, потери госкомпании за шесть месяцев текущего года составили 53,3 миллиарда песо (около 4,2 миллиарда долларов). При этом Pemex отмечает небольшой рост объемов экспорта. За первое полугодие на экспорт ежедневно уходило 1,22 миллиона баррелей нефти, против 1,15 миллиона баррелей в первом полугодии 2012 года. Таким образом, даже рост объемов поставок не может перекрыть эффекта от снижения цен на продаваемую в Штаты нефть и укрепления курса песо.
При этом в США стабильно растет добыча. В соседнем с Мексикой американском штате Техас, весной добыча на месторождениях сланцевой нефти вышла на уровень более 2,5 миллиона баррелей нефти в сутки против 1,233 миллиона баррелей нефти двумя годами ранее. И сейчас в Штате добывается свыше 34,5 процента всей американской нефти. На этом фоне Мексика вынуждена повышать привлекательность своего продукта и, по всей видимости, никакого иного способа, кроме как открыть доступ частникам к добыче на территории страны.
В понедельник 12 августа 2013 года президент Мексики Энрике Пенья Ньето представил законопроект по изменению конституции страны, разрешающий доступ частникам в энергетический сектор. В случае одобрения проекта конгрессом в сентябре, новая поправка в конституции страны откроет двери мировым нефтяным гигантам, таким как Exxon Mobil и Shell.
От нефтедобывающих ТНК в Мексике ждут технологий добычи нефти на глубоководных участках шельфа, а также развития сланцевой добычи. У страны нет ни технологий для самостоятельного развития сектора, ни достаточного количества квалифицированных кадров. При этом в предложенном проекте сделан акцент на развитие партнерских отношений между Pemex с иностранными ТНК.
Госкомпания формально остается основным владельцем и распорядителем нефтяных резервов государства. А приглашенные к партнерству частные компании получат денежный эквивалент от продажи нефти в совместно разрабатываемых месторождениях. По аналогичной схеме работают госкомпании в Эквадоре, Иране, Ираке и Малайзии. Впрочем, есть предположения, что частников пустят и в мексиканский сектор электрогенерации.
С помощью запуска новых проектов мексиканцы планируют разделить затраты на разработку, прописать в стране новые технологии и сохранить свою долю на жизненно важном американском рынке. Но и по ту сторону границы есть потребность в мексиканских ресурсах.
Исходя из сложившихся геоэкономических условий, основными потенциальными партнерами мексиканской госкомпании станут такие крупные игроки как Shell, BP, Exxon Mobil. Причем американское присутствие, скорее всего, будет определяющим. Крупные игроки пожинают плоды сланцевой революции, а точнее очень удачных инвестиций в сланцевые проекты в США. У ряда компаний мог появиться аппетит к рядом расположенным мексиканским месторождениям, где можно получать нефть с более низкой себестоимостью.
Нынешним летом Royal Dutch Shell списала приобретенные сланцевые активы на 2,2 миллиарда долларов, сократив квартальную прибыль на 60 процентов. Shell также готова отказаться от ряда американских сланцевых активов.
ExxonMobil сократила прибыль на 57 процентов из-за роста издержек и падения добычи. Все эти компании опрометчиво вложились в сектор сланцевой добычи, выкупив месторождения и первенцев сланцевой революции, некоторые из которых дышат на ладан. Поэтому они могут быть заинтересованы во вхождении в мексиканские проекты, расположенные максимально близко к рынку США.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"