Клиенты устроили поход на страховщиков

Граждане все чаще подают в суд на страховые компании. Число исков возросло в несколько раз. И можно говорить о том, что Рубикон в походе против недобросовестных страховщиков пройден. Группа юристов на рынке, ставшая достаточно многочисленной, делает работу против компаний своим основным заработком и начинает активно таскать страховщиков по судам.

По данным судебного департамента Верховного суда, по итогам прошлого года в судах страны было рассмотрено уже 311 тысяч дел о взыскании страхового возмещения. При этом статистика по всем судам общей юрисдикции показывает стабильно высокую долю судебных решений по удовлетворению исковых заявлений. Так, в 2012 году суды рассмотрели 311 тысяч дел, из которых только 1,8 процентам было отказано в удовлетворении, что составило 5750 дел. Столь благоприятные цифры статистики позволяют юристам, специалистам по работе со страховыми компаниями, весьма убедительно доказывать клиентам необходимость инициировать иски против страховщиков.

Еще более внушительно выглядит объем полученных в прошлом году компенсаций по искам к страховым компаниям — 19,2 миллиарда рублей. По данным главы Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, по итогам прошлого года порядка 20 процентов выплат по ОСАГО были обеспечены именно судебными решениями, а это примерно 12 миллиардов рублей. Кормятся на этом рынке уже тысячи юристов, которые получают неплохие премии в результате выигранных дел. Эксперты прогнозируют, что количество дел увеличится и не только потому, что страховые компании в пылу сокращения издержек массово недоплачивают пострадавшим.

Позиции страхователей усилили июльские уточнения Верховного суда. В частности, в постановлении ВС подчеркивается, что автовладелец в установленный срок обязан только сообщить компании о наступлении страхового случая и при этом не должен одновременно предоставлять требуемые материалы и документы.

Но даже если уведомление поступило вне установленного периода времени, страховщик не может отказать в выплатах клиенту по этой причине. Для того чтобы отказать в выплате, компании придется доказать, что задержка помешала проверить факты и оценить причиненный ущерб.

Кроме того, в постановлении ВС отмечается, что размер реального ущерба включает в себя и потери в товарной стоимости автомобиля, то есть уменьшении продажной цены автомобиля из-за ухудшения внешнего вида и потребительских свойств автомобиля вследствие снижения прочности различных агрегатов после ДТП и последующего ремонта. Таким образом, теперь суды могут обязать страховщиков платить даже за небольшую царапину. И страховая компания не может отказать в возмещении данных потерь наряду с оплатой расходов на ремонт и приобретение запасных частей.

Читайте также: Новый страховой сбор - "на всякий случай"

Также компания не может отказывать в выплатах в том случае, если за рулем автомобиля сидел не тот человек, который не значится в страховом полисе. Более того, неправомерный отказ в выплатах должен караться штрафами, полагают в Верховном суде, вне зависимости от того, выдвигалось ли истцом такого требование.

Все эти изменения делают позиции страхователей более сильными, а потенциальный объем компенсаций позволяет адвокатам рассчитывать на неплохие гонорары.

"Например, у вас поцарапана машина, и страховщик не доплатил 100 рублей, а премия по договору была 30 тысяч рублей. Раньше за эти 100 рублей никто не пошел бы судиться, а сейчас к вам придет юрист и убедит вас пойти в суд. При этом оплата юридических услуг составит, например, 5 тысяч рублей и еще 5 тысяч рублей — экспертиза. Но так как теперь неустойка берется от страховой премии, а не от выплаты (в размере 3 процентов в день, но не более 100 процентов), то вам помогут вернуть всю премию (то есть 30 тысяч, а не 100 рублей), оплату юруслуг и экспертизы плюс еще штраф на эту сумму (за исключением судебных расходов)", — отмечает в комментарии агентству ПРАЙМ глава "Главстрахконтроля" Николай Тюрников.

Читайте также: Страховщики решат сами, кому не платить

Динамика роста финансовых размеров претензий к страховикам говорит о том, что "процесс пошел". По данным "Национальной службы взыскания", совокупный объем требований как к автомобилистам, так и к страховщикам достиг по итогам полугодия 10,1 миллиардов рублей против 3,8 миллиардов рублей в первом квартале.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"