В Норвегии бензин дороже, а жизнь лучше

Согласно данным официальной статистики цен на бензин, бессменным лидером, сохраняющим свои позиции по стоимости топлива, по-прежнему остается Норвегия. Россия, как и прежде, находится в конце аналитического списка. Тем не менее, неожиданные перестановки в рейтинге стран все же произошли — на третьем месте по стоимости топлива оказалась Болгария.

Колебание цен на бензин во всех странах мира имеет логичное объяснение, опираясь на которое аналитики продолжают делать прогнозы на конец 2013 — начало 2014 года.

Согласно инфографике специалистов топливного рынка, в январе-июне 2013 года наибольший рост цен на бензин, помимо Норвегии и Болгарии, произошел также в Финляндии, где стоимость топлива увеличилась на два процента с начала года. При этом на четыре процента снизились цены на 95 бензин в Великобритании, Польше и Литве. Снижение цен на топливо в середине года последовало вслед за падением нефтяных цен, таким образом, их соотношение в Казахстане, России и Белоруссии и в странах ЕС осталось практически неизменным.

Замыкает последний рейтинг Белоруссия, где стоимость литра 95-го бензина составляет 29,0 в рублевом эквиваленте. На втором с конца месте в списке находится Казахстан со средней стоимостью топлива 30,2 рубля. Россия со средней ценой на 95-й бензин на уровне 31,0 рубля за литр занимает тридцатое место в рейтинге.

По ценам на дизельное топливо в первую тройку рейтинга на начало второго полугодия 2013 года вошли Норвегия — 69,8 рубля за литр, Швеция (69,7 рубля) и Италия (69,5 рубля). Как и прежде, самые низкие цены на дизельное топливо остаются в Казахстане, Белоруссии и России. При этом в некоторых странах Европы стоимость дизельного топлива превышает цены на бензин.

Наибольшее превышение цены дизельного топлива над стоимостью бензина наблюдается в Великобритании (на 2,5 рубля за литр), Румынии и Болгарии. А наибольшее превышение цены бензина над стоимостью дизельного топлива произошло в Нидерландах (на 14,1 рубля за литр), Дании и Греции.

Выходит, что в России по-прежнему цена на бензин остается в несколько раз ниже европейской. Но россиянам достается дешевое топливо только на фоне астрономических мировых цен на нефть. Сравнение расценки одного литра бензина в каждой стране с количеством литров, которые житель может приобрести на средний заработок, показало, что россиянин на свою среднюю заработную плату может купить бензина в два с половиной раза меньше, чем жители Норвегии. Если перевести стоимость одного литра бензина из норвежской валюты в российскую, то в среднем, цена составит около 80 рублей за один литр. При этом стоит заметить, что Норвегия находится на 15 месте по добычи нефти и является крупнейшим независимым экспортером.

Но, если показатели цен на топливо в Норвегии никого не удивили, то стремительный взлет стоимости бензина в Болгарии, на первый взгляд, кажется неожиданным. Если для сравнения обратиться к статистике 2011 года, станет видно, что несколько лет назад самый дорогой бензин также продавался в Норвегии по 70,9 рубля за литр 95-го. Второе место занимала Греция (66,4 рубля за литр), за которой следовала Дания (65,1 рубля), Нидерланды (64,9 рубля) и Германия (64,7 рубля). Самый дешевый бензин был в Казахстане — 20 рублей за литр. Второе место по дешевизне бензина (25,4 рубля за литр) занимала Россия, на третьем месте с конца рейтинга находилась Украина (34,6 рубля), далее Белоруссия (35,3 рубля), за которой следовала Болгария (46,3 рубля). Таким образом, за два года цены на болгарский бензин поднялись с пятого места в конце рейтинга до второй позиции в его начале.

Читайте также: Россия вышла в дамки в нефтегазовом секторе

Если обратиться к причинам, по которым страны расположились в рейтинге так, а не иначе, получится следующая картина: нижние строчки рейтинга занимают страны, добывающие нефть и/или жестко регулирующие цену на бензин, а также государства с относительно невысокими налогами. Высокие налоги в свою очередь определяют лидерство в рейтинге по ценам на бензин Норвегии и Финляндии.

В целом именно налоговая политика определяет цены на бензин в странах Западной Европы. Именно поэтому небогатая Болгария и оказалась на втором месте по дороговизне топлива. Всего несколько лет назад бензин в Болгарии был дешевым. Но сейчас за счет налогов, в том числе на бензин, страна пытается закрыть дыры в бюджете, поэтому и ее показатели растут.

Что касается России, то, по мнению большинства аналитиков, к концу года бензин в стране подорожает на целых 17 процентов. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев считает, что увеличение стоимости топлива на 3-4 процента по отношению к цене горючего вызовет запрет Евро-2 и переход на Евро-3, а также постепенное внедрение Евро-4 и Евро-5. "Для крупных компаний это может стать поводом поднять цены, чтобы использовать это в качестве козыря в переговорах с правительством о льготах при проведении модернизации НПЗ", — считает Рустам Танкаев.

Еще одной причиной роста цен на бензин в нашей стране может стать повышение акцизов. Как известно, повышение акцизов на 7 процентов в прошлом году добавило к цене литра бензина 3 рубля. Соответственно, в нынешнем году такой же семипроцентный рост акцизов прибавит к стоимости литра бензина те же 3 рубля. В итоге к 2014 году стоимость литра Аи-92 достигнет 35 рублей.

Таким образом, нефтедобыча никак не влияет на цены на бензин. Инфографика показывает, что нефтедобывающие страны занимают как первые, например, Норвегия, так и последние, например, Казахстан, строчки в рейтинге роста цен на топливо. Основное влияние на цены оказывает экономическая политика государства, а также цели, которые оно преследует. При этом для жителей стран высокая цена на бензин не является показателем его малой недоступности.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Последние новости сегодня 30.07.2013