Медь используется в схемах теневого кредитования Китая, что является одной из причин резкого роста импорта этого металла в стране. Подпольное кредитование там растет как на дрожжах, а для опосредованной выдачи этих кредитов используются товарные операции. Ситуация с банками продолжает ухудшаться, а предприятия испытывают дефицит кредитных ресурсов.
В целом за первое полугодие объем импорта меди в КНР упал на 20 процентов, что вызвано наличием запасов и торможением объемов производственного использования металла. Но в июне текущего года импорт рафинированной меди в Китай вырос на 5,9 процентов и составил 379 тысяч 591 тонну. В мае показатель и вовсе подскочил в два раза по отношению к апрелю — до 358 тысяч 672 тонн. Происходит это на фоне стабильного помесячного сокращения объемов импорта железной руды и других металлов.
О том, что медь стала популярным залоговым товаром свидетельствует и рост спроса на складские помещения. В марте банк Nomura в аналитическом докладе сообщал о наличии предкризисных явлений в китайской экономике. Среди них был и чрезвычайно быстрый рост объемов выданных кредитов вкупе с корпоративными и государственными облигациями: со 121 процента ВВП в 2008 году до 155 процентов в 2012 году.
В начале июля премьер Госсовета Ли Кэцян заявил, что реструктуризации экономики препятствует нерациональное использование капитала, а монетарные власти будут поддерживать разумное предложение денежных средств. Банковский регулятор Китая уже пытался воздействовать на объемы кредитования путем повышения требований по банковским нормативам.
В прошлом году Центробанк КНР начал ограничивать объемы кредитования, опасаясь дальнейшего раздувания "пузыря" в сфере недвижимости. Было введено правило, согласно которому выданные кредиты не могут превышать 75 процентов банковских депозитов.
Но как выясняется, эти меры не возымели должного воздействия, а кредитование ушло в тень. И помощь в этом оказывает в том числе и "медная схема". По данным Международного валютного фонда, в общем объеме выданных кредитов порядка 20 процентов приходится на теневой сектор. По данным других экспертов, реальная доля теневого кредитования еще выше — порядка 40 процентов.
Клиентура теневого сектора весьма многочисленна. По данным Citic Securities, 97 процентов компаний малого бизнеса не могут получить банковские кредиты.
Читайте также: Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Кроме того, значительная часть финансовой системы оказалась втянута в громадную пирамиду внутренних долгов страны. После мощных инфраструктурных вложений, которые были закопаны в многочисленных проектах недвижимости, долги муниципалитетов и районов страны увеличились до 20 триллионов юаней (3,3 триллиона долларов США) и составили 30 процентов от ВВП.
И сейчас привлекаемые якобы на новые инвестиционные проекты деньги идут на погашение старых долгов. По всей видимости, именно этим можно объяснить резкий рост кредитования в первой декаде июня — традиционно важной календарной банковской отсечке.
За первую неделю июня в Китае выдали новых кредитов примерно на 0,5-1 триллион юаней (82-164 миллиарда долларов США). При этом в стране за месяц в среднем выдается новых кредитов менее чем на 1 триллион юаней (около 164 миллиардов долларов США). Причем подавляющая часть кредитов, 70 процентов, были выданы в виде краткосрочных векселей, которые не отражаются в балансах банков и позволяют им обойти ограничения Народного банка Китая (ЦБ КНР) на выдачу кредитов.
По всей вероятности, ЦБ принял решение резко сократить объем денежного предложения, в результате чего ставки на межбанковском рынке взлетели до нереальных 30 процентов. Все это создает предпосылки для активного роста теневого кредитования.
При таких ставках на межбанке стоимость денег для предприятий становится запредельно высокой. И теневые схемы на основе биржевых сырьевых товаров выгодны заемщикам. Использование меди, которая оценивается в долларах, позволяет получить кредит по более низким ставкам, нежели заем в юанях.
Читайте также: В мусорной куче нашли бриллианты
Для получения кредита заемщик-импортер выплачивает небольшой аванс в виде процента от стоимости металла. Затем банк покупает медь, заемщик продает металл и получает необходимые средства. Обычный срок такого проведенного через товар кредита составляет 6 месяцев.
Медь удобна для проведения такого рода операций. Китай является крупнейшим потребителем этого металла в мире. Выгоду получают и производители меди, цены на которую в течение года снижались. Спрос со стороны Китая поддерживает котировки металла.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"