Правительства России и Украины попытались реанимировать идею создания Причерноморского зернового пула. Речь об этом шла на встрече глав правительств Дмитрия Медведева и Николая Азарова. В России считают, что пул Казахстана, России и Украины способен если не определять ситуацию на рынке зерна, то во всяком случае серьезно на нее влиять.
История эта длится вот уже не один год и напоминает заевшую долгоиграющую пластинку. Еще в 2007 году Российский зерновой союз инициировал создание Черноморского зернового пула в составе России, Украины и Казахстана. Первоначально говорилось о возможности присоединения к нему и других причерноморских стран.
В итоге, Российский зерновой союз и Украинская зерновая ассоциация ограничились подписанием ничего не значащих заявлений. С тех пор о возможности создания "зернового ОПЕК" регулярно вспоминали каждый год, обменивались мнениями и комментариями и благополучно забывали о теме до следующего года.
Осенью 2012 года пресс-служба российского аграрного ведомства распространила информацию о том, что Украина и Россия могут создать Черноморский зерновой совет для координации действий на мировом рынке зерна.
Формирование этого органа видится как основа для создания в дальнейшем зернового пула. Предполагается, что в рамках этого совета станет возможным обмен маркетинговой информацией с последующей выработкой унифицированных правил торговли и вести согласованную инвестиционную политику.
О том, что этот вопрос не двигается с места, стало ясно после встречи российского и украинского премьера. Пресс-служба главы украинского правительства отметила, что стороны обсуждали "каким образом вернуться к идее создания зернового пула".И уточнил, что никаких решений по этому поводу принято не было.
Немногим ранее, в апреле нынешнего года, министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что участие Украины в черноморском зерновом пуле на данном этапе является невыгодным для Украины.
Позиция России в этом вопросе не меняется уже ряд лет. В Москве полагают, что конкуренция между странами — основными производителями зерна заставляет их демпинговать и приводит к убыткам. К тому же можно значительно сократить расходы на доставку зерна, используя схемы замены.
Три страны в ближайшие 10 лет будут давать примерно 33 процента мирового экспорта пшеницы, что является неплохим поводом объединиться для извлечения прибыли. Ведь в этом случае Россия, Украина и Казахстан оставят далеко позади крупнейшего игрока рынка — США. Но весовые категории участников сильно отличаются.
Читайте также: Зерно оптимизма от Минсельхоза
Самым маленьким игроком в этом трио остаётся Казахстан. Оценка казахстанского экспорта пшеницы в текущем году находится на уровне 6,5 — 7,5 миллиона тонн. При этом страна испытывает серьёзные сложности с логистикой, не имея выхода в Мировой океан. Пока казахи везут свое зерно до портов — оно существенно дорожает и становится менее конкурентоспособным на мировом рынке. А соседняя КНР жёстко лимитирует закупки казахского зерна.
Идеалом для Казахстана видятся SWОP операции с пшеницей, для чего казахам и необходим зерновой пул. Только так они смогут получать выгоду от экспорта украинского зерна через Черное море и российского через дальневосточные порты, просто перебрасывая собственное зерно взамен отправленных партнёрами объёмов. Казахстан мечтает, что называется, "хорошо устроиться", за что, конечно, Астану странно было бы винить.
Россия может похвастаться солидными объёмами экспорта зерна в сезоне 2011/2012 годов, когда страна продала на мировой рынок 27,2 миллиона тонн. В минувшем сезоне российский экспорт составил около 16 миллионов тонн. Украина за тот же период экспортировала около 25 миллионов тонн зерновых.
Международный Совет по Зерну (IGC) видит российский экспорт в новом маркетинговом году на уровне 19,1 миллиона тонн. Украина сможет поставить на мировой рынок порядка 24-26 миллионов тонн.
При этом украинские мощности по перевалке зерна на экспорт составляют не менее 35 миллионов тонн в год, а это значит, что сейчас они загружены украинским зерном не полностью, полагают в России. Но это не значит, что российскому зерну обязательно нужны украинские порты, своих мощностей пока достаточно. Но на перспективу всегда лучше иметь несколько логистических коридоров, учитывая, что основные покупатели причерноморского зерна — это арабские страны.
Как и Казахстан, Россия не прочь использовать транзитные и перевалочные возможности Украины. Это позволит сэкономить на собственных инвестициях в перевалочные мощности, ведь можно воспользоваться украинскими, считают в Российском зерновом союзе.
"Они (Украина, прим. ред.) будут больше грузить на экспорт, а мы будем восполнять их потребности, поставляя зерно по железной дороге. С точки зрения логистики это будет выгодно и для них, и для нас — нам не надо будет тащить зерно до портов", — отметил глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Очевидный плюс такого подхода — удешевление логистики.
Сейчас у Украины есть возможность и дальше наращивать мощности по перевалке зерна и работать над транзитом, что сейчас успешно делает компания "Нибулон", которая скупила значительную часть элеваторов вдоль речных артерий страны, обзавелась собственным флотом судов типа река-море и активно развивает речные перевозки зерна, как альтернативу железнодорожному и автомобильному транспорту. Более того, "Нибулон" недвусмысленно заявляет о готовности развивать перевозку зерна по российским рекам и собирается инвестировать в египетский Нил.
При этом на Украине объединение в зерновой пул с Россией и Казахстаном считают на данный момент невыгодным, мотивируя это нежеланием разрушать уже сложившийся рынок и опасениями роста зависимости от поставок зерна из-за рубежа. К тому же зерно — это не электричество. Есть различия по качеству, наверняка возникнут взаимные претензии по дележу доходов.
Подспудно ощущается, что Украина опасается ситуации, когда в потенциальном зерновом пуле против неё могут оказаться Россия и Казахстан. На сегодня Киев является самым крупным экспортёром зерновых и обладает наиболее развитыми экспортными возможностями, что позволяет ей рассчитывать на главную роль в возможном зерновом союзе. "Украина однозначно должна быть главной в этом союзе — тот, кто обеспечивает 60 процентов производства, не может быть на втором плане. Не знаю, пойдет ли на такое Россия, но мы должны это требовать", — отмечал ранее владелец компаний UkrLandFarming и AVANGARDCO IPL Олег Бахматюк.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"