Белоруссия "закапывается" в кредитах ради строительства новой АЭС вблизи поселка Островец. На обеспечение станции инфраструктурой страна планирует взять кредит у Китая, что увеличит внешний долг Белоруссии на сумму в 323,8 миллиона долларов. И это притом, что Минск уже должен РФ кругленькую сумму, взятую в кредит под строительство станции.
10 миллиардов долларов — столько выделила РФ "приятелю" по Таможенному союзу для начала строительства атомной электростанции на Островецкой площадке в Гродненской области. При этом одной лишь финансовой составляющей сотрудничество стран не ограничивается. Возводиться белорусская АЭС будет по проекту АЭС-2006, разработанному в более продвинутой в атомной отрасли России.
Однако нашего участия белорусам оказалось недостаточно. 11 июля на национальном правовом интернет-портале Белоруссии появилась информация о решении Совета министров начать переговоры по проекту кредитного соглашения между правительством Белоруссии в лице Министерства финансов и Экспортно-импортным банком Китая ("Эксимбанк"). Подписание договора ложится на плечи уполномоченного министра энергетики Владимира Потупчика.
Кредит со стороны Китая составит 323,8 миллиона долларов и будет привлечен в период с 2013–2018 года. Таким образом, планы по строительству АЭС никоим образом не были нарушены критикой, которая обрушилась на данный проект в момент его возникновения. К тому же, не так давно президент страны Александр Лукашенко популярно объяснил, что критика эта была проплачена, ибо соседям из Евросоюза, в частности Германии, абсолютно невыгодно, чтобы Белоруссия обзаводилась собственной АЭС. Опасение немцев понятно, ведь от них могут уйти такие важные клиенты, как страны Прибалтики. Для белорусской же экономики это очевидный плюс.
"АЭС нужна, потому что Белоруссия является страной, в которой, как известно, нет ископаемых органических энергоресурсов. Поэтому или надо покупать эти энергоресурсы, тратя валюту (а для того, чтобы что-то купить, надо что-то продать), или строить АЭС, — рассказал "Правде.Ру" заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Надо сказать, что белорусское руководство, когда принимало решение по строительству такого дорогого объекта (а АЭС является действительно очень дорогим объектом в смысле первоначальных вложений при строительстве), рассчитывало, я думаю, в том числе и на то, что в этом северо-западном углу Восточной Европы сложился дефицит электроэнергии, особенно после закрытия Игналинской атомной электростанции в Литве. И поэтому электроэнергия, как экспортный товар, может быть долгое время востребована в этом регионе. И, таким образом, Белоруссия сможет схватиться за это дорогое строительство. Я думаю, расчет именно такой".
Напомним, что работа Игналинской атомной электростанции, о которой упоминает эксперт, была остановлена 31 декабря 2009 года. Данное решение было принято литовским правительством под давлением Евросоюза. Это было одним из условий становления страны членом ЕС. После того, как все два блока Игналинской АЭС остановились, стали появляться планы по строительству новых станций. То сих пор идет обсуждение возведения к 2018 году новой АЭС на месте старой. Переговоры ведутся между Литвой, Латвией, Эстонией и Польшей, однако ситуация в настоящий момент такова, что старая АЭС место не освобождает… И тут всплывает цитата из небезызвестного фильма: "Куда ставить-то?"
Читайте также: Евросоюз делает ставку на российские АЭС
Решить проблему Евросоюз уже пытался, выделяя финансовые средства. К 2013 году ЕС в общей сложности на покрытие расходов по выводу ИАЭС из строя выделил в общей сложности 1,367 миллиардов евро. Однако часть средств канула в лету или попросту была разворована, едва успев дойти до Латвии. По крайней мере, именно так объяснил внезапное исчезновения "евриков" латвийский министр энергетики Арвидас Секмокас еще весной 2010 года.
Меж тем затягивание планов по строительству новой прибалтийской АЭС оказалось на руку Белоруссии, которая возведением собственной станции (пускай даже и в долг) убьет сразу двух зайцев — обеспечит себе энергообеспеченность и получит дополнительный источник дохода. "Они с трудом, я так понимаю, платят за нефть, газ, соответственно желание более-менее удешевить себя в части энергоресурсов понятно. Принадлежность к атомному клубу, я думаю, тоже для большинства стран представляется заманчивым", — считает председатель комитета ГД по энергетике Иван Грачев.
К слову, это будет не первое кредитное соглашение между Китаем и Белоруссией. Ранее средства "Эксимбанка" привлекались для строительства китайско-белорусского индустриального парка в Минском районе, системы спутниковой связи, создания высоковольтных линий для АЭС, строительства целлюлозной и содовой фабрик и для других проектов. Кредиты китайцы выдают на определенных условиях, например, в придачу дают свою рабочую силу или требуют использовать только свое оборудование. В данном случае с АЭС Минск подписал контракт с китайской компанией NCPE. Но заказчиком проекта является РУП "Гродноэнерго". В целом же эксперты уверяют, что несмотря на огромный послужной список китайских инвестиций, наибольшее участие в экономике Белоруссии принимает именно Россия.
Читайте также: Япония не смогла обойтись без АЭС
"Китайцы вкладываются, но на самом деле они по всему миру вкладываются, у них просто избыток финансовых ресурсов в связи с мощным развитием экономики. Поэтому сказать, что в Белоруссию они вкладываются как-то особенно рьяно было бы преувеличением. Вкладываются они и в Африке очень сильно, и в Латинской Америке, еще больше — в Юго-Восточной Азии. И их вклады, их кредит в строительство АЭС существенно меньше того, что предоставляет Россия Белоруссии", — уверен Владимир Жарихин.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"