Широкая русская душа против экономии

Цены на продукты постоянно растут, что не остается незамеченным для большинства наших сограждан. Но далеко не все россияне, отправляясь в магазин за продуктами, намереваются потратить как можно меньше денег. Более того, последнее исследование компании Nielsen показало, что граждане при выборе магазина не руководствуются его ценовой категорией.

Исследования потребительских настроений среди жителей пятидесяти стран мира проводятся компаний Nielsen ежегодно. В этом году анализ Shopper Trends проводился на основе поведения покупателей из шести российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Новосибирска. В итоге удалось выяснить, что россияне не собираются усмирять свои аппетиты и сокращать ежедневные траты. Это касается как жителей двух столиц, так и покупателей из других крупных российских городов.

Среднестатистическая семья, проживающая в Москве, вынуждена тратить на продукты более 19 тысяч рублей в месяц, причем более половины от этой суммы уходит на свежие продукты, такие как мясо, рыба, овощи и фрукты. Петербуржцы же оказались чуть более экономными. Одна отдельно взятая семья в культурной столице тратит на еду около 18 тысяч рублей, в Екатеринбурге — 15 тысяч, а в остальных городах — по 10-12 тысяч в месяц. При этом свежие продукты в уральской столице, Ростове-на-Дону и Новосибирске гораздо менее популярны, нежели в других городах, где проводилось исследование — на них тратится менее 40 процентов от названных сумм.

Потребители, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге, показали довольно пассивное отношение к растущим ценам. Несмотря ни на что, их покупательский потенциал не истощился. Более наблюдательными в отношении стоимости продуктов оказались жители отдаленных от федерального центра городов, что, скорее всего, связано с их финансовой обеспеченностью и размерами окладов, значительно уступающих столичным. Причем, наиболее экономными оказались жители Новосибирска, 27 процентов из которых сокращают расходы на продукты. Жители других городов затягивают ремни с меньшей охотой — в Екатеринбурге стали экономить на еде 29 процентов потребителей, в Нижнем Новгороде — 25.

Читайте также: Россияне укрепляют статус в гипермаркетах

Интересным моментом исследования стало увеличение количества "охотников за скидками" среди россиян. Наиболее всего наши земляки оказались падки на акции, провозглашающие о снижении цен. Даже несмотря на раскрытие механизма обмана, на который опирается этот маркетинговый ход, россияне по-прежнему считают, что делают выбор в пользу экономии. Не менее радостно жители страны встречают акции, предлагающие "товар в подарок". Впрочем, к любым другим промо-акциям покупатели также относятся с вниманием и большинство из них делает выбор в пользу именно той фирмы или марки, которая завлекает его путем маркетинговых уловок. Лишь 14 процентов граждан в России и 20 процентов в столице хладнокровно реагируют на заманчивые предложения со стороны производителей и других игроков рынка.

Кстати, как удалось выяснить компании Nielsen, самые бережливые граждане живут в городе на Неве. Магазинам и компаниям, представленным в Петербурге, наиболее выгодно проводить промо-акции, поскольку практически все население этого города доверчиво реагирует на подобные ходы. Кроме того, именно петербуржцы чаще других россиян посещают супермаркеты низких цен — дискаунтеры. В культурной столице этот тип ретейла наиболее перспективен, тогда как в других российских городах наибольшей популярностью пользуются супер и гипермаркеты, а дискаунтеры и вовсе считаются вымирающим видом. Так, например, сеть "Дикси", начинавшая бизнес в формате "дискаунтера", в 2011 году переквалифицировала свои магазины в формат "у дома", расширив ассортимент и улучшив сервис. Сегодня специалисты сферы ретейла считают, что единственный дискаунтер, у которого есть будущее в России — это магазины "Пятерочка", принадлежащие X5 Retail Group. По крайней мере, пока у "Пятерочки" дела идут в гору: растет и прибыль, и количество покупателей.

Что касается гипермаркетов, то они уже давно семимильными шагами осуществляют восхождение на российском рынке. Помимо способствующих этому факторов, таких как территориальная экономия за счет группирования различных объектов торговли в одном здании, возможность удачного размещения вблизи инфраструктуры и наличие трудовых ресурсов, успех гипермаркетов подкрепляется и неизменным потребительским настроением наших сограждан. Современные покупатели находят максимально удобной возможность сделать все необходимые покупки в одном месте, что помогает сэкономить и время, и силы. Таким образом, во главу угла россияне ставят не низкие цены, а широкий ассортимент магазина, способный удовлетворить все запросы и желания покупателя, а также хороший сервис и удобство.

Читайте самое интересное в разделе "Экономика"