Рыболовецкий флот России впервые за последние 12 лет получит новый траулер. Изношенность судов достигает 80 процентов, и многие рыболовы вынуждены ходить не под российским флагом. Теперь решать проблемы придется авральными темпами. За 10 лет общая численность промыслового флота сократилась на 184 единицы, а на замену построена пока лишь одна.
На сегодняшний день российский рыболовецкий флот состоит из кораблей, средний возраст которых 27 лет. По данным Гипрорыбфлота, каждый год из состава фактически советского флота выводится от 16 до 20 судов. И заменить их нечем.
Российский рыболовный флот на сегодняшний день представлен в основном малыми и маломерными судами, которые не могут вести лов в удалённых океанических районах. В нынешней ситуации, когда ведущие рыболовные державы используют суда с глубоким переделом улова на борту, российская отрасль становится все менее конкурентоспособной и уже долгие годы выступает в качестве поставщика сырой рыбы зарубежным переработчикам и является сырьевым придатком Японии, Китая, Южной Кореи, Норвегии и других стран.
Экспорт рыбы с минимальной степенью переработки на зарубежные стационарные и плавучие перерабатывающие заводы уже давно стал превалирующим видом деятельности российских рыболовов. Это нашло своё отражение и в цифрах. С 90- го года в РФ в два раза сократился официальный объём добычи рыбных ресурсов. За этим последовало и падение потребления рыбы на душу населения — до 11 килограммов с 22 кило в год.
В последние годы вылов рыбы по данным официальной статистики стабильно растёт. В 2012, впрочем, темпы роста резко замедлились. Рыбы выловили примерно на 0,5 процента больше, чем годом ранее — 4,248 миллиона тонн. Но рыба внутри страны остаётся довольно дорогим продуктом. Причина — низкий уровень собственной переработки, а также высокая цена логистики и импорта.
Читайте также: Курилы оснащают под роддом для рыбы
Сгладить последствия деградации рыболовецкой отрасли на уровне потребления могло бы активное развитие аквакультуры. Однако производство водных биоресурсов искусственным способом составляет всего около 100 тысяч тонн в год, то есть менее 3 процентов от официального объёма вылавливаемой рыбы. То есть практическое влияние этого сегмента ничтожно. Даже маленькая и традиционно рыбацкая Норвегия производит ежегодно 600 тысяч тонн рыбы в аквакультуре. А Китай, скупающий и российские уловы, самостоятельно выращивает 32 миллиона тонн рыбы, что составляет 65 процентов от общего уровня уловов. И при этом китайцы через российские компании владеют большей частью наших квот на вылов минтая. Информация об этом привела к громкому скандалу в прошлом году.
Между тем в России немало регионов, где акваккультуру можно было бы сделать приоритетной сферой хозяйствования. Это касается и приморских территорий и внутренних. Но пока этому направлению не уделяется достаточного внимания.
Обновление рыболовецкого флота является лишь одним из необходимых элементов восстановления отрасли. Основные верфи, на которых строились рыболовецкие и гражданские суда, остались за пределами нынешней России. Во времена СССР это были страны социалистического блока, такие как Германская Демократическая Республика, Польша и Болгария. Корабли, как военного, так и гражданского назначения производили также на Украине, но почему-то совместную работу в этом взаимовыгодном вопросе Москва и Киев даже не пытаются наладить.
Сдвинуть ситуацию с мертвой точки должна была федеральная целевая программа по повышению эффективности рыбохозяйственного комплекса на 2009-2012 годы. Но оказалось, что по программе строительства промыслового флота для нужд государства из выделенных 1,6 миллиардов рублей было освоено менее половины.
В итоге, вот уже 12 лет флот не обновляется вообще. А пару новых судов заложили на оборонной судоверфи "Звездочка" в Северодвинске еще в 1995 году. Именно эта верфь на днях спустила на воду средний морозильный траулер "Койда 2". Судно могло встать в строй раньше, но в 2004 году перестала работать схема государственных финансовых гарантий строительства новых судов под квоты на вылов рыбы. И прежний заказчик отказался от корабля.
Новый покупатель — рыболовецкий колхоз "Освобождение" из Мезенского района Поморья — взял практически достроенное судно. Заказов на новые суда у верфи нет. В 2016 году предприятие собирается достроить последний четвёртый траулер этой серии для компании "Гурмант-Флот", которая ранее взяла первые два корабля этого типа — "Ягры" и "Архангельск". Причём компания заказала модернизацию судна, которое с 90-х годов уже объективно устарело.
При этом глава "Звездочки" Владимир Никитин обещает, что в 2015–2016 годах планируется заложить новую серию более мощных рыбопромысловых судов. Растут и инвестиции в основные фонды. По данным Института региональных проблем, в прошлом году российские вложения в отрасль выросли до 12 миллиардов рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2011-м. Обращает на себя внимание тенденция корпоративная консолидации в этом секторе, которая может привести к образованию мощных игроков, способных финансировать собственные программы обновления флота и создания перерабатывающих мощностей. А в апреле этого года президент Владимир Путин поручил профильным ведомствам уточнить потребность рыбаков в судах нового типа, что может стать прологом к активной модернизации отрасли.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"