США и ЕС стоят на пороге заключения беспрецедентного по масштабу торгового соглашения, сулящего существенную выгоду всем странам-участникам. На саммите "большой восьмерки", состоявшемся в начале месяца в Северной Ирландии, получено предварительное одобрение проекта 27 странами Евросоюза. Первый этап переговоров планируется провести уже в июле.
Новое торгово-экономическое партнерство направлено на развитие мировой торговли и будет включать комплекс мероприятий, таких как снижение (вплоть до полной отмены) экспортных тарифов, унификацию системы сертификации и стандартизации производимой продукции и обмен налоговой информацией на международном уровне. Основополагающие пункты соглашения предполагается утвердить к концу 2014 года.
Успешная реализация проекта, уже окрещенного "экономическим НАТО", принесет участникам миллионы прибыли (до 1,5 процентов от ВВП), тысячи дополнительных рабочих мест и сниженную стоимость импортных товаров. Барак Обама, активно лоббирующий соглашение, видит в нем не только явные экономические выгоды, позволяющие нивелировать посткризисные последствия, но и возможность конкурентного противостояния Китаю, упрочившего свои позиции в роли центра мирового производства.
Еще предстоит определиться с условиями вхождения на рынки стран-партнеров. Например, в автомобильной промышленности повсеместно установлены жесткие требования безопасности, но стандарты США и Европы существенно разнятся, создание единой базы потребует немалых временных и финансовых ресурсов. Сельскохозяйственная политика потенциальных партнеров также имеет принципиальные отличия. Фермерские хозяйства Европы поддерживаются государственными субсидиями и не понятно, как на них отразится возникновение зоны свободной торговли. Каждая страна будет защищать интересы своих аграриев и сопротивляться угрозе засилия импортных продуктов питания.
Читайте также: Евроинтеграция оставит Украину без штанов
Немаловажная часть соглашения — борьба с уклонением от уплаты налогов. Государственные риски можно будет снизить за счет формирования единой информационной системы, при которой поступление отчислений или их отсутствие будет видно и за рубежом. Парламентарии надеются, что подобное мероприятие приведет к общему снижению налоговых ставок и усилению авторитета налоговых органов. Следующий шаг, пока не получивший однозначной поддержки,- выявление анонимных владельцев подставных фирм и внесение их в единый "черный список". Международный валютный фонд в лице Кристина Лагарда уже выразил свое одобрение, но детали еще должны быть доработаны.
Несмотря на кажущиеся очевидными преимущества соглашения, ряд участников проекта не выражают бурного одобрения. Немецкая активистка Маритта Штрассер опасается, что подписание договора приведет к ущемлению прав потребителей и трудящихся. Французская сторона выступает против унификации торговых наименований и, в частности, ратует за сохранение названия знаменитого игристого вина из провинции Шампань. Также Франция не одобряет включение в список товаров свободного обращения мультимедийной и кинопродукции, опасаясь, что произведенные в Голливуде фильмы заполонят весь рынок. Николь Брик, министр внешней торговли, уточняет, что данный протест — попытка защитить культуру страны.
США в свою очередь предлагает исключить из торгового соглашения сектор финансовых услуг, составляющих до 8 процентов ВВП. Представители Евросоюза справедливо полагают, что подобное исключение может лишить смысла все переговоры и, напротив, принести ощутимую выгоду при его отмене. Также США подозревают в попытке односторонней установки правил, без оглядки на пожелания прочих участников.
Читайте также: Торговый союз ТАФТА — "экономическое НАТО"
Создание единого торгового пространства, несомненно, подстегнет экономику, но также обострит и конкурентную борьбу. Местные товары перестанут выделяться на общем фоне невысокой стоимостью и в выигрыше останутся страны с наиболее высоким уровнем производства. Опасения потерять преимущества на рынке присутствуют (та же киноиндустрия традиционно сильнее всего развита в США), но с другой стороны появится дополнительный стимул для роста качества товаров. Сельское хозяйство и культура (самые беззащитные отрасли в конкурентной борьбе), скорее всего, буду поддерживаться на внутригосударственном уровне.
Спорные моменты, конечно же, имеются, недаром на "отшлифовку" соглашения выделено полтора года. За это время могут возникнуть немало новых "подводных камней", но широкие массы положительно оценивают проект, видя в нем больше преимуществ, чем недостатков. "Чем больше сфер для сотрудничества и торговли войдут в проект, тем лучше для мировой экономики", — считает Барак Обама, ставящий доработку соглашения в ряд первостепенных задач своей администрации.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"