Недавно президент России в жестких тонах раскритиковал деятельность экономического блока правительства, потребовав в кратчайшие сроки выправить положение. Понятно, что такие обещания он получил сразу от трех высших чиновников. Между тем на правительственных заседаниях звучат совсем иные речи и мнения: все идет прекрасно, выполняем и перевыполняем.
Не стало исключением и заседание, посвященное итогам исполнения федерального бюджета, а также реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за первый квартал 2013 года. Цифры звучали прекрасные: доходы федерального бюджета увеличились на 10,5 процента и составили 3,1 триллиона рублей, в том числе почти половина — 1,5 триллиона рублей получено за счет продажи нефти и газа. Дефицит бюджета небольшой, около 60 миллиардов рублей, а государственный долг уменьшился более, чем на 180 миллиардов. Госрезервы и Фонд национального благосостояния возросли соответственно на 723 и 6 миллиардов рублей. Словом, как подчеркнул министр финансов РФ А. Силуанов, ситуация стабильная и соответствует плановым назначениям по исполнению бюджета.
Оптимизм — всегда хорошо. Если он, конечно, не дутый, а основан на реальных фактах. А они не всегда соответствуют радужному настроению в докладах правительственных чиновников. Темпы экономического роста ощутимо замедлились, упав за год в три раза, с 4,8 до 1,6 процента по итогам первого квартала. Бесспорно, такое резкое падение вызвано и мировым кризисом, однако основная причина, очевидно, все же в другом — в монетарной политике, которая, предполагая игру в бумажную экономику с нарисованными рублями, оставляет в тени развитие материального производства, единственно способного придать устойчивость экономическому базису страны. В прошлом не строили промышленные предприятия, не развивали село и транспорт — сегодня получаем падение, которое не могут замаскировать даже поднаторевшие в упражнениях с цифрами правительственные статистики.
Не абстрактные показатели расходов-доходов и низкой инфляции определяют экономические перспективы, а уровень освоения инвестиционных средств. А вот здесь провалы особенно заметны. К примеру, к 1 апреля остатки неиспользованных межбюджетных трансфертов на счетах субъектов Российской Федерации составили 302 миллиарда рублей, и этот показатель нарастает. О чем свидетельствует эта ситуация? О тяжелой болезни экономической системы страны, которая, образно выражаясь, не в состоянии "переварить" финансовые инвестиции. Проще говоря, денег монетаристы в правительстве и Центробанке наштамповали изрядно в соответствии со своими ориентирами, по примеру США, а вот использовать их, развивая промышленный потенциал, невозможно — не обеспечены эти дензнаки соответствующими материальными ресурсами. 300 миллиардов рублей только в одном квартале не знают, куда пристроить, и это в стране, отнюдь не блещущей высокими социальными показателями!
Читайте также: Интрига вокруг рубля: девальвации быть
Аналогичная американская "болезнь несварения" проявилась и в инвестиционных программах — 49 федеральных целевых (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программе. Министр экономического развития Андрей Белоусов как успех расценил тот факт, что в первом квартале было законтрактовано аж 60 процентов выделенных средств. Иными словами, лишь к началу апреля удалось понять, на что будут израсходованы 60 процентов от общего объема выделенных на год средств. Уместно сказать, что современная высокоразвитая промышленность, да и любая другая сфера, требуют заблаговременного, минимум за год, планирования, чтобы скоординировать производство по всей цепочке — от добычи сырья до выпуска высокосложных изделий. Это только на колхозном рынке можно прийти утром с нежданно свалившимися десятью тысячами рублей и накупить картошки.
В развитой постиндустральной экономике так не получится, никто с ходу не продаст, к примеру, сто экскаваторов для строительства космодрома. И планирование во всех развитых странах заканчивается самое позднее в сентябре предшествующего года, а чаще ранней весной. Но у наших правительственных экономистов-теоретиков, некоторые из которых, кстати, выпускники высшей экономической школы парижанина Гуриева, представления об экономики, видимо, складывались от посещения именно колхозного рынка.
В этом же провальном ряду симптомов — и совершенно неудовлетворительное кассовое исполнение. Это следствие абсолютно неудовлетворительного планирования. Даже рассчитав траты и привязав к ним исполнителей, не получается освоить средства, выполнив намеченные объемы работ. Всего 12 процентов от выделенных средств удалось вложить в дело в первом квартале, что в пересчете на год не дотягивает и до половины запланированных работ! Какие успехи?! Тут надо говорить о масштабном провале, последствия которого будут сказываться многие годы.
Читайте также: Центробанк оставит должникам "на хлеб"
Правительству, бесспорно, непросто: с одной стороны, надо преодолевать наследие бездумного либерального хозяйствования, с другой — закладывать фундамент, чтобы создать инновационную самодостаточную экономику. Этого сделать не удается, что, видимо, и служит неявным поводом для резкой критики со стороны президента РФ, у которого в последнее время появились весьма компетентные советники и аналитики, способные не только показать несостоятельность либеральных умствований, но и внятно объяснить их пагубность президенту.
Ясно одно: пока правительство и Центробанк будут проводить полностью скомпрометировавшую себя во всем мире политику чистого монетаризма, наша страна не выйдет из состояния нарастающего экономического коллапса. Никакие девальвации рубля не закроют зияющих бюджетных дыр, а взаимные славословия на ключевых заседаниях правительства в пику мнению президента РФ не заменят осмысленного и хорошо рассчитанного централизованного планирования, оставаясь элементом политической игры, призванной поддержать изношенную репутацию экономистов-либералов.