Бюджет России формируют торговля и сырье

Официальная статистика, которая еще с советских времен может быть весьма гибкой и многозначной, не в силах скрыть тревожной тенденции: дефицит бюджета нарастает. Хотя объем валового внутреннего продукта (ВВП) увеличился на 3,4 процента по отношению к 2011 году и составил почти 63 триллиона рублей при расходах 12,9 и доходах 12,85 триллиона рублей, а дефицит составил всего 0,1 процента, это на фоне показателей прошлых лет означает ощутимое падение с профицита бюджета в 2008 году в 4 процента до нынешнего минуса.

По-прежнему бюджет в основном формируется за счет нефтегазовой прибыли, которая составляет половину доходной части бюджета. Основную часть поступлений дают таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых. Иными словами, страна живет не за счет материального производства, наращивая выпуск товаров, машин и сельхозпродукции, а за счет торгово-посреднического капитала и фискальных функций государства. Это итог монетаристской политики, ориентированной на поддержку спекулятивных торгово-посреднических структур через "короткие" кредитные деньги. У такой экономики нет устойчивости, малейшие конъюнктурные изменения могут обрушить ее финансовую систему, не опирающуюся на мощный аграрно-промышленный фундамент.

Необходимо помнить и о том, что отечественная финансовая система жестко привязана к финансовой системе США и ограничена долларовыми резервами. Теоретически это означает потерю государственной суверенности, а практически — то, что движением рублей могут управлять совсем не из Центробанка или Минфина России.

Читайте также: РФ не переводит время и зарабатывает на этом

Неудивительно, что в очередной раз были сорваны федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) и федеральные целевые программы (ФЦП) за 2012 год. На 52 ФЦП две госпрограммы и ФАИП было выделено из федерального бюджета более полутора триллионов рублей. Ввели в строй около тысячи объектов, однако выполнение составило 72 процента от плана, упав за год на 8 процентов. И подобные показатели с незначительными отклонениями фигурируют в отчетах всех последних лет. Почему? Вероятно, по причине того, что не хватает производственных мощностей, недостаточно производят оборудования для пусковых объектов, разбалансировано отраслевое и межотраслевое планирование. Ведь строительство объединяет на конечной стадии практически все отрасли промышленности — от стройматериалов до транспорта и машиностроения. Вот и обостряется до предела генетическая болезнь монетаризма, когда денег много, а физических ресурсов под них нет. Из долларов фабрику не построишь.

Это общие рассуждения. Частности же подчеркивают неудовлетворительное состояние бюджетной политики. Достаточно сказать, что законодательно установленные параметры бюджета в прошлом году переформировывались дважды по причине, как утверждает министр финансов Антон Силуанов, необходимости уточнить параметры, влияющие на показатели бюджета, а также изменения макроэкономических показателей. Подобные ссылки свидетельствуют о непрофессионализме правительственных финансистов, которые не могут даже на год предвидеть развитие экономической ситуации.

Неудивительно, что при срыве инвестиционных программ остаются неиспользованными громадные ресурсы — так называемые переходящие остатки. 140 миллиардов рублей в прошлом году не смогли истратить на сооружение новых объектов, и они перешли в планы этого года. При этом премьер Дмитрий Медведев припомнил, что об этой проблеме он слышит примерно с 2000 года, когда он начал принимать участие в работе Правительства. При плановой экономике СССР были аналогичные проблемы, но объемы неиспользованных средств были кратно меньше и за это наказывали достаточно строго. Сходная картина и во внебюджетных фондах, и в трансфертах субъектам Российской Федерации. По консолидированному бюджету РФ остатки средств составили 660 миллиардов рублей, что равно почти 1 проценту ВВП и превышает финансирование, к примеру, образования или культуры.

Читайте также: Экономика РФ: три сценария для кризиса

Провалено и трехлетнее планирование. Причина — предприятия не могут вовремя получить подтверждение того, что они получат деньги на те или иные плановые траты. Соответственно, не может быть и речи об организации хорошо рассчитанной производственной деятельности и заключении соответствующих контрактов с поставщиками и потребителями. По данным Минфина, на 1 февраля объем доведенных лимитов составил чуть больше половины от общего объема бюджетных расходов.

Можно приводить и другие, мало оптимистичные цифры и факты. В целом выводы напрашиваются грустные: к мировому кризису, об обострении которого говорят практически на каждом заседании правительства, финансово-экономический блок, судя по исполнению госбюджета, подходит в крайне слабом состоянии. И вряд ли сможет противостоять спровоцированным ударам рыночной стихии.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"