В Японии к испытаниям готовятся новые поезда, способные развивать скорость в 500 километров в час. Колеса таким поездам уже не нужны. Первые сверхскоростные поезда на магнитной подушке уже вывезены для испытаний на экспериментальные пути в префектуре Яманаси. Однако массовому внедрению этого вида транспорта препятствует чрезмерная дороговизна.
В Японии и Европе возможность создания транспорта на магнитной подушке, способного создать альтернативу самолетам, стали предметно изучать еще в 1970-е годы. В 80-е годы в Германии была построена первая трасса для поездов типа Maglev (англ. magnetic levitation — "магнитная левитация").
В конце 80-х годов строительство первой магнитной железной дороги было начато в СССР. Точнее — в Армянской ССР, где дорога должна была связать города Ереван и Севан. По плану дорога должна была быть введена в эксплуатацию в 1991 году, однако мощнейшее землетрясение 1988 года и развал СССР остановили реализацию этого проекта. На первой советской дороге с магнитной подушкой поезда должны были развивать 250 км/ч.
А вот в высокотехнологичных странах Запада и Востока разработка подобных технологий продолжалась. В 2003 году один из экспериментальных поездов разогнался до рекордных 581 км/ч.
Причина невероятной скорости в том, что поезда такого типа в буквальном смысле левитируют благодаря физически обусловленному процессу отталкивания одноименных магнитных полюсов и притягивания противоположных. При этом должно быть создано очень мощное магнитное поле, которое способно поддерживать в воздухе тяжелый состав.
Во время движения исчезает сдерживающий скорость эффект трения, причем внутри поезда практически полностью отсутствует шум. Единственным тормозящим фактором остается сопротивление воздуха, поэтому представленные японцами LO-поезда выглядят очень необычно. Для улучшения аэродинамических свойств и увеличения скорости, большую часть длины первого вагона занимает вогнутый "нос".
Первые в Японии 5 моделей нового поезда JR Tokai уже вывезены на экспериментальные пути в префектуре Яманаси. Для испытания этих поездов необходимо увеличить длину специальных путей до 43 километров, чтобы поезда могли нормально разгоняться и тормозить.
Читайте также: Высокоскоростные магистрали опутают Россию
В КНР, кстати, поезд типа Maglev уже эксплуатируется. В Шанхае есть 30-километровая линия, которая связала шанхайский международный аэропорт Пудун со станцией метро Лун'ян Лу в районе Пудун Шанхая. Скорость китайского Maglev составляет 430 км/ч. Подобные поезда эксплуатируются также в США и Южной Корее
Японский поезд из 16 вагонов сможет перевозить до 1 тысяч пассажиров за один рейс. Однако коммерческая эксплуатация поездов на магнитной подушке должна начаться только в 2027 году. Поезд выйдет на маршрут между Токио и Нагоей и развивая скорость до 500 км/ч сможет преодолеть расстояние между двумя городами за 40 минут. На данный момент самые скоростные японские поезда "Синкансэн" преодолевают это расстояние за 1 час 35 минут.
А к 2045 году такие поезда свяжут север и юг страны — крупнейшие города Токио и Осаку. Однако разработка и внедрение таких поездов сейчас стоят крайне дорого.
Дело не только в высокой стоимости технологического воплощения таких поездов. Поезда типа Maglev не могут пользоваться существующими транспортными путями. А это значит, что необходимо возведение альтернативных монорельсовых путей, которые обычно поднимаются на столбах высоко над поверхностью земли. Создание такой инфраструктуры обходится дорого и по вложениям создание километра такой дороги сопоставимо со стоимостью километра подземного метро. Например, 30 километров магнитной дороги в Шанхае стоили 10 миллиардов юаней.
Однако дальнейшая эксплуатация, с учетом выигрыша за счет снижения эксплуатационных затрат в связи со значительным уменьшением трения деталей, может оказаться достаточно выгодной в густонаселенных регионах с высоким уровнем доходов населения.
Существуют проекты с размещением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги. Но страшно представить, что случится, если такой поезд столкнется, например, с неудачно выехавшим на железную дорогу автотранспортом.
Читайте также: Электрички затягивает в воронку высоких цен
В этой связи можно вспомнить трагедию 2006 года, когда на германском испытательном полигоне компании Transrapid состав на скорости около 200 километров в час столкнулся с техническим поездом. В результате этой трагедии погибли 23 человека.
Большинство скоростных поездов мира пока перемещаются на колесах. Французский суперпоезд TGV развивает скорость в 320 км/ч. Eurostar, курсирующий между Парижем и Лондоном, достигает 300 км/ч. С такой же скоростью носится ультрасовременный пассажирский состав на Тайване между Тайбэеем и Гаосюном.
А поезд AVE, "летающий" между Мадридом и Барселоной, привел к сокращению спроса на авиабилеты на этой линии на 20 процентов. Китайцы, кроме Maglev, уже поставили на рельсы два поезда, набирающие скорость более 350 км/ч.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"