Высокая стоимость авиабилетов не дает покоя российским чиновникам. Минтранс предлагает ввести гибкую систему ценообразования, что позволит пассажирам авиакомпаний покупать билеты, из стоимости которых по желанию будут вычтены услуги по питанию и провозу багажа. Правда, вряд ли россияне ощутят падение цен в свете еще одной чиновничьей инициативы…
Начнем с положительных новостей. Поправки к "Воздушному кодексу", разработанные Министерством транспорта России, могут ощутимо снизить стоимость билета на авиаперелет, что звучит крайне заманчиво в свете начала сезона отпусков в России. Согласно проекту, услуги питания и провоза багажа не должны включаться к цену авиабилета автоматически. Включение данных услуг должно исходить из потребностей пассажира.
Вопрос, конечно, поставлен справедливо. Ведь, к примеру, бизнесмен, который летит в другую страну или город на деловую встречу и планирует вернуться в тот же день, вряд ли повезет с собой огромный чемодан. Тогда почему он должен платить за перевозку несуществующего багажа? Проблема обязательного питания еще более актуальна, — наверно, каждый человек, который регулярно пользуется услугами авиакомпаний, хоть раз да отказывался от еды на борту. В случае, если полет составляет часа три-четыре (примерно столько в среднем занимает перелет из Москвы в страны Европы), то пассажир вполне в силах обойтись без питания. Но, даже отказываясь от предложенных яств, он все равно вынужден за них платить. "Хочешь поесть — покупай, а кто не хочет есть — зачем с него брать деньги?", — логично рассудил в ходе форума в Новосибирске заместитель главы Минтранса РФ Валерий Окулов, которого цитирует ИТАР-ТАСС.
Читайте также: РЖД: билеты станут дешевле... не для всех
"В соответствии с действующими в РФ нормативными актами авиакомпании обязаны предоставлять пассажирам бесплатно определенный набор услуг, — рассказал Правде. Ру о нынешнем положении дел руководитель пресс-службы авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал, — а именно обеспечивать какой-то провоз багажа (нормы могут разниться), предоставлять еду и питание. Это те услуги, без которых мы не можем выполнять полеты, поэтому они входят у нас. Мы также не имеем право продавать билеты по дешевым, но невозвратным тарифам".
С точки зрения потребителей ввод гибкой системы оплаты авиаперелетов выглядит логичным и правильным. Но помимо этого в поправках прописаны и послабления для авиакомпаний, разговоры о которых, впрочем, ведутся уже давно. При возврате определенных видов билетов пассажиры не смогут претендовать на компенсацию стоимости. И такие нововведения, по мнению экспертов, будут выгодны как самим авиаперевозчикам, так и пользователям услуг. Разумеется, если инициатива будет реализована с умом.
"Теоретически, если бы авиаперевозчик имел возможность не включать все эти пункты (услуги питания и перевоза багажа — прим. ред.) в тариф, то минимальная стоимость самого дешевого тарифа была бы ниже. Но при этом, как показывает международная практика, сейчас все большее распространение получает и будет, безусловно, доминировать модель, при которой авиакомпании будут иметь тарифную политику более похожую на конструктор, — замечает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, — клиент может выбрать только те опции, которые ему необходимы.
И если кто-то привык путешествовать с припасенной из дома курицей, то ему, естественно, не нужно горячее питание на борту, и он от этой опции смело отказывается. Но при этом пассажир должен иметь право добавить дополнительные услуги, которые он считает очень востребованными и которые сегодня, например, в эконом-классе не предлагают, а предлагают только в бизнес-классе. Это позволит с одной стороны авиакомпаниям зарабатывать больше, а с другой стороны базовый тариф будет более низкий и более доступный. Как следствие, выиграют обе стороны — и клиенты, которые смогут получить услугу такой, какой они хотят ее видеть, и авиакомпании, которые смогут расширить свою клиентскую базу за счет тех, кому нынешние тарифы слишком высоки".
Однако отрасль могут ожидать и менее приятные изменения. Тот же Минтранс предложил чиновникам по примеру авиакомпаний других стран забирать у пассажиров спиртные напитки, приобретенные в беспошлинных магазинах, на время полета. Данная инициатива, которую уже поддержали в Министерстве экономического развития, была навеяна многочисленными инцидентами с "пьяными дебоширами" в самолетах, кульминацией чему стала позорная выходка бизнесмена Сергея Кабалова из Саратова, который сегодня находится под следствием по делу о "попытке угона воздушного судна".
"Мы выступаем за то, чтобы алкоголь из магазинов беспошлинной торговли в аэропортах "путешествовал" отдельно от пассажиров, — поделился позицией "Трансаэро" Сергей Быхал, — за рубежом уже существуют такие технологии, когда они (спиртные напитки — прим. ред.) доставляются и грузятся в специальный отсек. Другое дело, что должна быть четко проработанная технология".
А с технологией на данном этапе существуют некоторые проблемы. Дело в том, что в самолетах российских авиакомпаний нет места для хранения изъятых алкогольных напитков и не разработана технология маркировки бутылок, которая позволила бы пассажиру при возврате получить именно свою бутылку, а не стать по приезду "счастливым" обладателем ирландского виски вместо какого-нибудь легкого аперитива, или же наоборот. И самая главная трудность заключается в отсутствии регламента приема и выдачи спиртного.
В этой связи в Минэкономразвития уже предостерегли о необходимости доработки пассажирский самолетов, сообщает издание "Известие". А переделка самолетов, разумеется, влетит копеечку. И оплачивать ее будут не кто иной, как российские пассажиры."Что касается переоборудования самолетов для перевозки спиртного, считаю эту затею абсолютно нецелесообразной, — заявляет Олег Пантелеев, — сама по себе процедура дополнительного досмотра пассажиров и изъятия у них спиртного потребует много времени, будет вызывать очевидно множество претензий со стороны пассажиров.
Гораздо разумнее организовать возможность доставки спиртного, приобретенного, допустим, в магазинах Duty Free на борт воздушного судна без участия пассажиров, с выдачей покупок непосредственно по прибытия в аэропорту прилета. Такая практика уже реализована за рубежом и в принципе она не только не осложняет бизнес операторов беспошлинной торговли, но она позволяет уже вводить такой сервис, как продажа товаров через интернет, когда пассажир, не заходя в магазин Duty Free, по прилету все равно получит интересующий его товар по самой привлекательной цене".
Впрочем, пока времени проработать новые поправки у Минтранса достаточно. Планируется, что Госдума утвердит их до конца 2013 года, а значит сезон отпусков россияне "отлетают" без изменений ни в положительную, ни в отрицательную сторону.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"