Рожденный ползать за полет переплачивает

Высокая стоимость авиабилетов не дает покоя российским чиновникам. Минтранс предлагает ввести гибкую систему ценообразования, что позволит пассажирам авиакомпаний покупать билеты, из стоимости которых по желанию будут вычтены услуги по питанию и провозу багажа. Правда, вряд ли россияне ощутят падение цен в свете еще одной чиновничьей инициативы…

Начнем с положительных новостей. Поправки к "Воздушному кодексу", разработанные Министерством транспорта России, могут ощутимо снизить стоимость билета на авиаперелет, что звучит крайне заманчиво в свете начала сезона отпусков в России. Согласно проекту, услуги питания и провоза багажа не должны включаться к цену авиабилета автоматически. Включение данных услуг должно исходить из потребностей пассажира.

Вопрос, конечно, поставлен справедливо. Ведь, к примеру, бизнесмен, который летит в другую страну или город на деловую встречу и планирует вернуться в тот же день, вряд ли повезет с собой огромный чемодан. Тогда почему он должен платить за перевозку несуществующего багажа? Проблема обязательного питания еще более актуальна, — наверно, каждый человек, который регулярно пользуется услугами авиакомпаний, хоть раз да отказывался от еды на борту. В случае, если полет составляет часа три-четыре (примерно столько в среднем занимает перелет из Москвы в страны Европы), то пассажир вполне в силах обойтись без питания. Но, даже отказываясь от предложенных яств, он все равно вынужден за них платить. "Хочешь поесть — покупай, а кто не хочет есть — зачем с него брать деньги?", — логично рассудил в ходе форума в Новосибирске заместитель главы Минтранса РФ Валерий Окулов, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

Читайте также:     РЖД: билеты станут дешевле... не для всех      

 "В соответствии с действующими в РФ нормативными актами авиакомпании обязаны предоставлять пассажирам бесплатно определенный набор услуг, — рассказал Правде. Ру о нынешнем положении дел руководитель пресс-службы авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал, — а именно обеспечивать какой-то провоз багажа (нормы могут разниться), предоставлять еду и питание. Это те услуги, без которых мы не можем выполнять полеты, поэтому они входят у нас. Мы также не имеем право продавать билеты по дешевым, но невозвратным тарифам".

С точки зрения потребителей ввод гибкой системы оплаты авиаперелетов выглядит логичным и правильным. Но помимо этого в поправках прописаны и послабления для авиакомпаний, разговоры о которых, впрочем, ведутся уже давно. При возврате определенных видов билетов пассажиры не смогут претендовать на компенсацию стоимости. И такие нововведения, по мнению экспертов, будут выгодны как самим авиаперевозчикам, так и пользователям услуг. Разумеется, если инициатива будет реализована с умом.

"Теоретически, если бы авиаперевозчик имел возможность не включать все эти пункты (услуги питания и перевоза багажа — прим. ред.) в тариф, то минимальная стоимость самого дешевого тарифа была бы ниже. Но при этом, как показывает международная практика, сейчас все большее распространение получает и будет, безусловно, доминировать модель, при которой авиакомпании будут иметь тарифную политику более похожую на конструктор, — замечает руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, — клиент может выбрать только те опции, которые ему необходимы.

И если кто-то привык путешествовать с припасенной из дома курицей, то ему, естественно, не нужно горячее питание на борту, и он от этой опции смело отказывается. Но при этом пассажир должен иметь право добавить дополнительные услуги, которые он считает очень востребованными и которые сегодня, например, в эконом-классе не предлагают, а предлагают только в бизнес-классе. Это позволит с одной стороны авиакомпаниям зарабатывать больше, а с другой стороны базовый тариф будет более низкий и более доступный. Как следствие, выиграют обе стороны — и клиенты, которые смогут получить услугу такой, какой они хотят ее видеть, и авиакомпании, которые смогут расширить свою клиентскую базу за счет тех, кому нынешние тарифы слишком высоки".

Однако отрасль могут ожидать и менее приятные изменения. Тот же Минтранс предложил чиновникам по примеру авиакомпаний других стран забирать у пассажиров спиртные напитки, приобретенные в беспошлинных магазинах, на время полета. Данная инициатива, которую уже поддержали в Министерстве экономического развития, была навеяна многочисленными инцидентами с "пьяными дебоширами" в самолетах, кульминацией чему стала позорная выходка бизнесмена Сергея Кабалова из Саратова, который сегодня находится под следствием по делу о "попытке угона воздушного судна".

"Мы выступаем за то, чтобы алкоголь из магазинов беспошлинной торговли в аэропортах "путешествовал" отдельно от пассажиров, — поделился позицией "Трансаэро" Сергей Быхал, — за рубежом уже существуют такие технологии, когда они (спиртные напитки — прим. ред.) доставляются и грузятся в специальный отсек. Другое дело, что должна быть четко проработанная технология".

А с технологией на данном этапе существуют некоторые проблемы. Дело в том, что в самолетах российских авиакомпаний нет места для хранения изъятых алкогольных напитков и не разработана технология маркировки бутылок, которая позволила бы пассажиру при возврате получить именно свою бутылку, а не стать по приезду "счастливым" обладателем ирландского виски вместо какого-нибудь легкого аперитива, или же наоборот. И самая главная трудность заключается в отсутствии регламента приема и выдачи спиртного.

В этой связи в Минэкономразвития уже предостерегли о необходимости доработки пассажирский самолетов, сообщает издание "Известие". А переделка самолетов, разумеется, влетит копеечку. И оплачивать ее будут не кто иной, как российские пассажиры."Что касается переоборудования самолетов для перевозки спиртного, считаю эту затею абсолютно нецелесообразной, — заявляет Олег Пантелеев, — сама по себе процедура дополнительного досмотра пассажиров и изъятия у них спиртного потребует много времени, будет вызывать очевидно множество претензий со стороны пассажиров.

Гораздо разумнее организовать возможность доставки спиртного, приобретенного, допустим, в магазинах Duty Free на борт воздушного судна без участия пассажиров, с выдачей покупок непосредственно по прибытия в аэропорту прилета. Такая практика уже реализована за рубежом и в принципе она не только не осложняет бизнес операторов беспошлинной торговли, но она позволяет уже вводить такой сервис, как продажа товаров через интернет, когда пассажир, не заходя в магазин Duty Free, по прилету все равно получит интересующий его товар по самой привлекательной цене".

Впрочем, пока времени проработать новые поправки у Минтранса достаточно. Планируется, что Госдума утвердит их до конца 2013 года, а значит сезон отпусков россияне "отлетают" без изменений ни в положительную, ни в отрицательную сторону.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика