Сланцевая революция - слишком громко сказано

Аляска — штат, обладающий значительной долей мировых запасов нефти, в последние годы не представлял большого интереса для сырьевой отрасли. Но сегодня ситуация изменилась — нефтяники вновь бросают в сторону Аляску масляные взгляды, оперируя миллиардами долларов. На фоне громких заявлений о сланцевой революции это выглядит, как минимум, странно.

О готовности вложить крупные суммы в добычу нефти на территории крупнейшего штата США, некогда принадлежавшего России, заявили три американские компании — BP, ExxonMobil и ConocoPhillips. Первый вклад в добычу "черного золота" в регионе Норт-Слоуп будет составлять один миллиард долларов и должен будет выработаться за пять лет. Но это лишь начало, в дальнейшем крупнейшие нефтяные компании (по крайней мере, по плану, разработанному и преданному огласке BP) вольют еще три миллиарда американских долларов в газонефтяное месторождение Прудо-Бэй, которым перечисленные компании владеют в доле, пишет газета "Взгляд".

BP принадлежат 26 процентов Прудо-Бэй, Exxon — 36, а Conoco — всего один процент. После увеличения инвестирования компании надеются не только нарастить существующие мощности, но и пробурить свыше ста новых скважин, а также увеличить число буров до девяти. Спрашивается, для чего крупным игрокам на рынке нефти инвестировать в Аляску, когда сегодня гораздо более выигрышными являются штаты Техас и Северная Дакота — так называемые "очаги" сланцевой революции?

Читайте также:  Российский шельф — не для частной добычи

Исходя из сведений, публикуемых в средствах массовой информации США, первостепенным в данном случае является вопрос не "для чего", а "почему". Как сообщает издание Finanсial Times, главная причина, по которой нефтяники вдруг вспомнили о далекой, покрытой снегами Аляске — это налоговая реформа Шона Парнелла, губернатора штата. Сообщается, что Парнелл решил вывести Аляску из экономического уныния, которое охватило штат после того, как в мире прогремели залпы сланцевой революции, и весь сырьевой сектор перебросил на разработки перспективных месторождений большую часть своих сил и денег.

Дабы заманить сырьевиков обратно, местный губернатор отвязал размер налога от цены на нефть, установив единую базовую ставку в размере 35 процентов. Кроме того, согласно новой реформе для нефтяников вводятся льготы в пять долларов за один баррель. Именно эта новая система, разработанная главой Аляски, якобы и заманила крупных игроков обратно в сырьевую отрасль штата. Однако сразу после появления данной информации пользователи рунета буквально разразились в предположениях — неужели "сланцевая революция" отменяется, и американцы возвращаются к традиционному бурению нефтяных скважин? Для России новость о бесперспективности сланцевых разработок была бы крайне радостна…

"Насчет сланца — это действительно такой пиар-пузырь, который активно раздувается, — рассказал "Правде.Ру" Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), — На самом деле, технологии добычи сланцевой нефти далеко не единственные, чем Соединенные Штаты намерены заниматься. И инвестиции в проекты на Аляске, особенно на шельфе (это фактически арктический шельф) давно привлекают внимание американских производителей. Нет, это не означает, что добыча сланцевой нефти будет свернута, но другое дело, что те прогнозы и масштабы производства сланцевой нефти, которые были заявлены, изначально были некорректны. То есть, это сознательный гротескный прогноз, где предлагается цифра, которая не соответствует никаким реалиям. Когда говорится, что в 20-м году США станут экспортерами нефти — это прогноз, который, к сожалению для Соединенных Штатов, на реалиях не основан".

Читайте также: Нефть: посекретничали — и хватит

Самое главное, что деятели сырьевого рынка должны вынести из сообщений об инвестициях в Аляску, по мнению экономиста, — это новый тренд современной добычи ресурсов. "Легко извлекаемая нефть заканчивается, и приходится приступать к добыче трудно извлекаемой нефти. Неважно, сколько той нефти — это арктический шельф", — считает Константин Симонов. В то же время, замечает эксперт, рентабельность добычи сланца и арктической нефти примерно равна. Судя по отчетам современных компаний, занятых добычей сланцевой нефти, "рентабельность там достигается сейчас 80-90 долларов за баррель". А окупаемость нефти на арктическом шельфе составляет 100 долларов за баррель. Такую цифру показывали проекты, которые были развернуты в Арктике, но сегодня приостановлены.

Таким образом, Америка не заполонит мировой рынок сланцем, но будет продолжать работы во всех направлениях. И для России информация об усилении роли Аляски на сырьевом рынке должна стать важным сигналом. Нет, не к попытке вернуть территорию, а к тому, чтобы не медлить в освоении богатого ресурсами арктического шельфа.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"