РЖД: билеты станут дешевле... не для всех

У российских пассажиров появилась новая возможность сэкономить на железнодорожных билетах. С 1 июня 2013 года покупка проездных документов через терминалы будет обходиться на семь процентов дешевле, чем через кассы или интернет. Правда, на плацкартные места скидка не распространяется: речь идет только о купейных вагонах, СВ и местах класса "люкс".

Не распространяется скидка также и на поезда, курсирующие между основной территорией России и Калининградской областью. О новых возможностях сообщил журналистам вице-президент РЖД по пассажирским перевозкам Михаил Акулов, чьи слова приводит "РБК".

Транзакционные терминалы самообслуживания появились у РЖД еще несколько лет назад. Как правило, большинство из них расположено на вокзалах крупных городов. В этих бело-красных терминалах, знакомых, наверное, каждому, кто хоть раз приобретал билет на поезд в каком-либо российском городе-миллионнике, можно и проездной документ купить, и получить ранее оплаченный через Интернет. По сообщению РЖД, на территории страны действует 271 терминал. Однако, как многие знают, фактически ситуация на вокзалах с терминалами ровно такая же, как с кассами, когда количество формально имеющихся касс вовсе не тождественно числу работающих. Из 10-20 касс реально обслуживают пассажиров одна-две, остальные закрыты.

Тоже происходит и с транзакционными терминалами: многие из них встречают пассажира неизменным "К сожалению, терминал не работает. Приносим свои извинения", в результате чего у соседних выстраивается довольно заметная очередь. Зачем РЖД предпринимает меры, направленные на увеличение популярности терминалов, при том, что имеющиеся едва могут справиться с уже имеющимся потоком покупателей, не сообщается. Если это делается до того, чтобы разгрузить кассы, то неясно, почему необходимо перенаправлять на терминалы в том числе и поток публики из Интернета.

Читайте также: Электрички затягивает в воронку высоких цен

На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. Если стоимость проезда в купейном вагоне в поезде № 57 Москва — Старый Оскол отправлением 13 июня 2013 года при покупке в кассе или через Интернет составит 3276,4 рубля, то через терминал билет обойдется в 3047,1 рубля, сообщает "Rambler финансы".

Помимо озвученной, РЖД предложил к лету и ряд других инициатив. Например, часть поездов включена в программу, в соответствии с которой купить билет за обычную для него сумму можно лишь в момент старта продаж билетов на данный поезд. Напомним, приобрести проездной документ по России, странам СНГ и Прибалтики можно максимум за 45 дней до отправления. Однако чем ближе к сроку, тем выше становится цена. Темпы увеличения также зависят от популярности маршрута. И разница может достигать 35-40 процентов. Многие пассажиры выражают недовольство данной инициативой, поскольку такая мера напоминает скорее не экономическое поощрение тех, кто покупает билеты заранее, а наказание тех, кто этого не делает.

Кроме того, ситуацию усугубляет тот факт, что, одновременно с введением программы, сокращается количество поездов. По крайней мере, на направлениях, не являющихся южными (на южные направления к лету количество составов традиционно увеличивается в связи с периодом отпусков).

Однако в соответствии с официальными отчетами РЖД, по крайней мере, для самой компании, проводимая политика оказалась выгодна. Кроме того, она привела к увеличению объема пассажиропотока по сравнению с прошлым годом. Так, в мае 2013 года количество пассажиров, воспользовавшихся услугами РДЖ, возросло на 4,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За месяц российские поезда перевезли 96,8 миллиона пассажиров, в то время как в мае 2012-го только порядка 92,2 миллиона. При этом большая часть из них воспользовалась услугами поездов пригородного сообщения — 87,5 миллиона пассажиров (что на пять процентов больше, чем годом ранее). В поездах дальнего следования проехало 9,3 миллиона пассажиров (что превышает прошлогодний показатель на 2,4 процента).

А вот пассажирооборот в мае этого года снизился. За прошедший месяц он сократился на 2,1 процента и составил 11,3 миллиарда пассажиро-километров. Всего же с начала года пассажирооборот РЖД снизился на 0,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество людей, путешествующих поездами дальнего следования, с начала года также сократилось: таких пассажиров стало меньше на 1,5 процента.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"