Как человечество подсело на гамбургеры

На минувшей неделе весь мир отмечал День здорового пищеварения. При этом отмечал, как обычно, незаметно для себя. Праздник этот, хоть и существует уже больше полувека, так и не обрел заметной популярности. Хотя изначально задумывался для того, чтобы привлечь внимание к проблеме неправильного питания, которая с каждым годом встает все острее.

У этой проблемы много аспектов. Это и голод, который по статистике испытывает каждый седьмой человек на планете. Это качество и безопасность продуктов, которые употребляют люди, и, наконец, несбалансированное питание, одной из самых опасных причин которого является пристрастие современного мира к фастфуду.

Первая фастфуд-сеть появилась в 1920-е годы. В 1921 году в Канзасе открылась компания "White Castle" ("Белый замок"). Она предложила людям доселе неведомое блюдо — гамбургеры. Те, поначалу хоть и заинтересовали покупателей своей необычностью, однако, как и все новое, вызвали опасения. Которые "White Castle" развеяла быстро и просто. Во-первых, компания установила устойчивую низкую цену на гамбургеры в пять центов (та оставалась неизменной вплоть до 1946 года). Во-вторых, компания наняла актеров, которые, облачившись в белые халаты, в обеденное время, когда много посетителей, приходили в забегаловки "White Castle" и покупали гамбургеры. Это создало впечатление, что даже врачи употребляют новую пищу, а, значит, она не только безвредна, но, возможно, даже полезна для здоровья.

Читайте также: Фастфуд — причина кризиса продовольствия

В 1940 году был основан будущий самый серьезный конкурент "White Castle" — компания "McDonald's". Очень быстро "McDonald's" выработал свои принципы быстрого питания, и вслед за первым рестораном сети, открытым в небольшом городке в Сан-Бернардино в Калифорнии, появились последующие. К 1956 году в США было 14 ресторанов сети, а к 1960 году уже 228. В 1968 году "McDonald's" отпраздновал открытие 1000-го ресторана, а к настоящему моменту у корпорации имеется свыше 30 000 заведений в 119 странах мира.

Впрочем, появлялось и множество других сетей быстрого питания, как глобальных, так и совсем крошечных, состоящих из двух-трех ресторанов. Очень скоро врачи начали бить тревогу из-за того, как быстро набирало обороты фастфуд-движение. Пища, подаваемая в заведениях быстрого питания, богата сахаром и насыщенными жирами, а также химическими пищевыми разрыхлителями, красителями и ароматизаторами. Она пагубно влияет на обмен веществ в организме, на пищеварение, на нервные ткани, на деятельность мозга, на работу сердца — да, фактически, на все.

Однако изжить фастфуд оказалось не так-то просто. Люди "подсели" на него, как подсаживаются на наркотик. Первоначально, когда анти-фастфудные кампании только начинались, зависимость от него была еще не столь велика, однако тогда и сила общественного возмущения была ниже. Сейчас о вреде фастфуда сообщают из каждого "утюга", однако зависимость человечества от него возросла. И дело не в том, что люди не могут прожить конкретно без тех гамбургеров, пончиков, блинчиков или бутербродов, которые предлагает очередная фастфуд сеть, — могут. Но люди "подсели" на сам концепт. Ритм ускоряется, пульсация жизни в мегаполисах становится все быстрее, и население городов ежедневно снова и снова говорит "да" фастфуду. Эту еду можно съесть на бегу, в машине и в метро, можно приобрести за пять минут, не отрываясь от разговора по телефону, и потом съесть еще за две, так и не прервав диалога.

Самой масштабной проблема распространения фастфуда стала в США. О такой национальной проблеме Америки как ожирение не написал и не сказал за последние годы, разве что очень ленивый. Но, несмотря на активную борьбу с явлением фактически мало, что изменилось. В том же Нью-Йорке и по сей день сложно найти здоровую пищу. Нет, разумеется, можно. Если целенаправленно искать, заранее спланировать свой день, включив в расписание заход в достойный ресторан или поездку в большой гипермаркет за продуктами, которые нуждаются в приготовлении. Однако, если попытаться найти пищу по пути, то встретить что-то, кроме гамбургеров-пончиков-блинчиков шансов практически нет. Даже продуктовых магазинов, где можно было бы купить фруктов, соков или йогуртов, почти не имеется. Только крупные супермаркеты, которые, понятно, не располагаются на каждом углу (в отличие от закусочных с вредными сэндвичами).

Однако неизвестно, всегда ли центром сосредоточения проблемы фастфуда будет оставаться США. Ведь в то время, как Америка всеми силами пытается с ним бороться, другие страны делают это менее интенсивно. Так, например, по данным "McDonald's", самым посещаемым рестораном сети из 30 с лишним тысяч в 2008 году стал ресторан, находящийся в Москве на Пушкинской площади. Он обслужил 2,8 миллиона посетителей.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"