"Нет от тебя никаких доходов — расходы одни", — говорил герой "Каникул в Простоквашино" Кот Матроскин своему другу Шарику. В последнее время это выражение, заимствованное у персонажа Эдуарда Успенского, граждане России нередко употребляют на кухнях, при этом не в отношении шариков, а в отношении некоторых дорогостоящих государственных проектов.
Полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев сделал заявление о том, что строящийся мост между материком и Сахалином принесет Российской Федерации дополнительный доход в 15-20 миллиардов долларов в год. Хотя, как считается, подобные проекты редко окупаются и приносят доход — у них другие задачи, стратегические.
Напомним, Россия планирует построить мост между материковой частью страны и крупнейшим российским островом Сахалином. Возвести сооружение предполагается в самом узком месте пролива Невельского, разделяющего территории. Длина моста составит 17 километров. Он войдет в состав будущей 580-километровой железной дороги, которая соединит село Селихино в Хабаровском крае и поселок Ныш в Сахалинской области. Проект строительства моста включен в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года.
Расчетная стоимость строительства, выполненная профильным институтом РЖД, составляет порядка 400 миллиардов рублей. Если заявление Виктора Ишаева соответствует действительности, то сооружение окупится уже за год. Хотя не совсем понятно, откуда полпред взял такую цифру.
"Строительство мостового перехода на остров Сахалин с учетом модернизации Транссиба и БАМа принесет 15-20 миллиардов долларов в год дополнительных доходов за счет увеличения объемов транзитных перевозок", — цитирует чиновника Минэкономразвития.
По словам министра, мост позволит в три раза увеличить скорость доставки товаров с острова и на остров и серьезно поспособствует интеграции России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, строительство моста позволит занять высококвалифицированных специалистов — строителей и инженеров, которые имеются на территории Российской Федерации, однако не имеют достойной работы.
Читайте также: Южные Курилы: Владеет ими тот, кто владеет
В настоящий момент между Сахалином и материком существует паромная железнодорожная переправа Ванино — Холмск, введенная в эксплуатацию еще в 1973 году. Попытки как-либо соединить остров с материковой частью предпринимались давно, и первые работы начаты были еще в начале 1950-х, при жизни Сталина. Однако создать реальную связь удалось лишь по окончании строительства переправы, которое стало одной из всесоюзных строек. Формально считается, что переправа является круглогодичной. Фактически она очень зависит от погодных условий и, зачастую, ее использование оказывается невозможным. Обычное время движения парома по линии — 11-12 часов, зимой и при плохой погоде — 16-18 часов, изредка до 21 часа. За это время паром преодолевает расстояние в 260 километров, то есть средняя скорость его движения составляет порядка 17 км/ч. Что, конечно, далеко не самый совершенный вид транспортной связи. Кроме того, сообщение с материком на Сахалине осуществляется также посредством авиационной и водной связи.
Строительство моста позволит сократить транспортные издержки при обмене грузами с Сахалином в 1,5-9 раз. Что, конечно, сделает удобнее жизнь самих сахалинцев (что само по себе хорошо), однако заявление полпреда об экономической целесообразности вызывает серьезные сомнения у экспертов. А уж тем более заоблачная величина озвучиваемых им цифр.
Читайте также: Уникальный ледокол для нефтяников Сахалина
Дело в том, что на сегодняшний момент на Сахалине и близко нет производственных мощностей, которые смогли бы обеспечить грузооборот на подобные суммы. Население же Сахалина составляет менее, чем 500 тысяч человек, что примерно равно населению двух подмосковных Балаших. Годовой бюджет Балашихи составляет порядка 5,5 миллиардов рублей, то есть, если удвоить его и перевести в доллары, получится 0,35 миллиарда долларов США. Виктор Ишаев же обещал 15-20 миллиардов долларов в год с территории, которая может похвастаться примерно той же численностью населения и еще меньшим количеством производственных мощностей.
Читайте самое интересное в разделе "Экономика"