Известный предприниматель Уоррен Баффет, заслуживший прозвище "Оракул из Омахи" за свои точные предсказания развития экономических трендов, призвал Америку (в смысле — США) шире использовать потенциал женщин-предпринимателей для обеспечения экономического роста. Ведь качества характера, присущие женщинам, сейчас очень востребованы в бизнесе.
Государственное управление, война и бизнес испокон веков традиционно считались "не женским делом". Строго говоря, "не женскими" считалось такое количество сфер человеческой деятельности, что, если соблюдать традиции, дамам вообще не оставалось ничего, помимо вышивания. Однако постепенно привычные стереотипы рушились — и лишь три упомянутых бастиона по-прежнему нерушимо стоят на страже мужского шовинизма. Нет, конечно, всем известны примеры успешных женщин и в бизнесе, и в политике, да и недалек тот день, когда генеральские погоны на хрупких плечах перестанут вызывать удивление.
Однако, положа руку на сердце, приходится признать — оттого и знамениты женщины, добившиеся успеха в мужских занятиях, что они до сих пор являют собой скорее исключение, чем правило. Недаром феминистки изобрели термин "стеклянный потолок": это выражение означает ситуацию, когда при формальном равноправии женщинам практически невозможно занять ведущие должности в бизнесе или управлении.
Недавно против такого положения неожиданно восстал Уоррен Баффет — восьмидесятидвухлетний финансист, считающийся одним из самых успешных инвесторов и входящий в список богатейших людей мира. В статье, опубликованной журналом Fortune в начале мая, ссылаясь на собственный опыт и приводя в пример биографию руководителя Washington Post Кэтрин Грэм (с которой долго дружил), Баффет, прозванный за свою прозорливость "Оракулом из Омахи", доказывает: США используют лишь половину интеллектуального потенциала своего населения, не создавая условий для карьерного роста женщин.
Баффет видит корень проблемы в укоренившихся в сознании американцев стереотипах: "Самый большой враг необходимых изменений — то, что мы просто не в состоянии представить себе мир, отличный от того, в котором живем сейчас. … У меня две сестры. По общему мнению, мы обладали примерно равным интеллектом, … наши родители любили нас одинаково, учителя давали одни и те же знания — но на каждом шагу мои сестры получали сигналы того, что их самым большим успехом будет удачное замужество. Меня же готовили покорять мир".
Читайте также: России нужен одноглазый экономист
Этот штамп свойственен не только мужскому менталитету. Как замечает Баффет, он глубоко укоренился и в женском сознании. Напоминая историю Кэтрин Грэм, признанной одним из самых успешных руководителей Washington Post за всю историю, он утверждает, что до самого своего ухода с этого поста Грэм полагала, что мужчинам доступно более глубокое понимание ведения бизнеса, чем она когда-либо сможет достичь. "Еt неуверенность в себе — яркий пример того, как отрицательные стереотипы могут влиять даже на самый блестящий ум", — констатирует Баффет.
На секунду отвлекаясь от статьи Баффета, заметим, что его мнение подтверждается и другими наблюдениями. Так, в русской версии Forbes в феврале 2010 была опубликована статья основателя и управляющего компании China Market Research Group Шона Рина, в которой он утверждал: женщины отличаются излишней скромностью и часто не в состоянии потребовать заслуженного повышения.
"На самом деле женщины виноваты сами. Они не просят об увеличении зарплаты или повышении по службе так часто, как это делают мужчины. Моя организация проинтервьюировала сотни женщин из Америки, Европы и Китая. Большинству из них кажется, что, если они усердно работают и полезны для компании, рано или поздно получат повышение. Еще они боятся, что их уволят, если они будут слишком настойчивы, особенно в кризис. Повышения редко даются только потому, что вы хорошо работаете. Нужно заявлять о себе. Это особенно важно на невысоких должностях: там острее конкуренция и труднее быть замеченным", — утверждал Рин.
Вывод, кажется, ясен: мало предоставить женщинам "равные права", необходимы дополнительные усилия для того, чтобы эти права могли быть реализованы. Тут, однако, могут возникнуть обоснованные сомнения: а не получится ли так, что в пылу борьбы за женское равноправие мы наломаем дров больше, чем просто оставив все как есть? Ведь не секрет, что для успешной управленческой деятельности требуются определенные качества, которыми и не все мужики-то обладают? А вот тут мы подходим к самому интересному.
Не так давно издание Daily Mail опубликовало результаты исследования группы социологов, пришедших к выводу: бизнес-климат меняется, и все чаще на первый план выходят качества, свойственные типично женской этике. Опросив 64 тысячи человек в тринадцати странах, они обнаружили, что большинство респондентов расценивает "типично женские" качества (честность, скромность, креативность, приспособляемость, чувствительность, мягкость, доброта и готовность прийти на помощь другому) как определяющие успех в карьере и бизнесе.
Читайте также: РФ нужна вакцина от "голландской болезни"
Напротив, "типично мужские" (гордость, высокомерие, дерзость, агрессивность и уверенность в себе) были отмечены, как негативные. По мнению одного из исследователей, социолога Джона Герзема, грядет новая эпоха, в которой деловая жизнь будет основана не на конкуренции и соперничестве, а на доверии и сотрудничестве. Так может, старый лис Баффет просто почувствовал очередное изменение тренда?
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"