Интернет-магазины станут дорогими

Реальные налоги за виртуальные магазины: Сенат США впервые ввел обязательные платежи за интернет-покупки. Налоговая ставка во всех штатах будет разная: от 1 до 10 процентов. И платить их покупателям придется в любом случае, даже если продавца и покупателя разделяет, к примеру, океан. Похоже, что эра дешевых покупок в интернете уходит в прошлое.

Правда, процедура принятия закона о введении налогообложения еще не закончена. В понедельник Сенат одобрил документ большинством голосов (69 против 27), однако впереди его ждут еще слушания в палате представителей. Впрочем, скорее всего, ничего неожиданного в ходе этих слушаний не произойдет, даже несмотря на то, что в нижней палате конгресса документ ожидает столкновение с настроенной в штыки консервативной налоговой оппозицией. И уже скоро закон будет подписан и вступит в силу. А значит, у американцев осталось совсем немного времени, чтобы делать онлайн-покупки впрок. Впрочем, у немцев, французов, китайцев, россиян и всех остальных, кто совершает покупки в американских интернет-магазинах — тоже.

Уплачивать налог будут сами магазины. Он коснется всех ритейлеров, чей ежегодный оборот превышает 1 млн долларов. Самыми крупными и известными среди них являются Ebay и Amazon. В настоящий момент американские интернет-магазины уплачивают налог, только если покупку совершил налоговый резидент штата, где они расположены. Во всех остальных случаях, налог — забота покупателя.

Причиной, по которой американские власти решились на введение налога, стала величина тех сумм, которые из-за льгот ежегодно уплывают мимо бюджета. Соединенные Штаты теряют таким образом миллиарды долларов. Активно поддержали государственную инициативу и крупные розничные торговые сети, которым дешевые онлайн-магазины составляют конкуренцию.

Разумеется, в первую очередь налог направлен против крупнейших операторов интернет-торговли. Однако, похоже, как это нередко случается, пострадает кто угодно, но только не те, против кого направлен новый закон. Скорее всего, удар примут на себя мелкие онлайн-магазины и их покупатели.

"Несмотря на то, что формально, лоббируя этот закон, торговые сети пытались воздействовать на Amazon, но по факту они, скорее, ударили по мелким интернет-магазинам и по мелким продавцам, которые как-то пытаются выйти в интернет, поскольку им сейчас придется значительную часть средств тратить на администрирование данного налога. В Америке налог с продаж есть далеко не везде, не во всех штатах. Если учесть еще, что заметная часть заказа может делаться за границей, то это еще более усложняет вопрос", — считает главный аналитик Российской академии электронных коммуникаций Карен Казарян, чьи слова приводит "Коммерсантъ".

Читайте также: В бедах "Почты России" виновен интернет

Amazon, кстати, уже сообщил, что с оптимизмом смотрит на перспективу введения налога. Несмотря на то, что тот ударит по основному конкурентному преимуществу компании — дешевизне, он в то же время поможет упростить налоговую систему. А значит, после введения налога Amazon сможет работать эффективнее и в конечном счете только выиграет. Ebay, впрочем, выступает категорически против нового закона.

Введение налога ощутят покупатели по всему миру. Однако не везде появление нового обязательного платежа окажет существенное влияние на ситуацию. Так, граждане России, скорее всего, в большинстве случаев подорожания онлайн-товаров даже не заметят. Поскольку в стране существует довольно странная традиция именно в интернете продавать вещи дороже, чем в оффлайне. Однако эксперты прогнозируют, что из-за введения в США налога увеличится число "серых" поставок. То есть, люди будут больше вывозить из Штатов на руках. Впрочем, даже здесь не ожидается резкого скачка: россияне и так довольно много вещей ввозят через границу в собственных сумках и чемоданах. Причина тому — несовершенное таможенное законодательство, которое, порой, просто не оставляет человеку выбора. Дело в том, что ввезти товар легально просто невозможно — налоги превышают его стоимость.

Читайте также: Онлайн-шоппинг могут ограничить Россией

Еще одним чисто российским препятствием для осуществления успешной трансграничной купли-продажи является неудовлетворительная работа местной почты. Последнее, кстати, в первую очередь препятствует именно интернет-торговле. Ничто так негативно не сказывается на количестве покупок, совершаемых гражданами РФ в интернете, как порой низкое качество работы Почты России. Люди просто не желают с ней связываться.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"