России нужен одноглазый экономист

Мировой экономический кризис нарастает: по прогнозам МВФ, темпы роста экономики в 2013 году упадут до 3,3 процента. В Минэкономразвития РФ считают, что в отечественной экономике спад будет еще значительнее — до 2,4 процента от валового внутреннего продукта. Что же намерено противопоставить этим негативным тенденциям российское правительство?

Стратегию управленческих решений в области экономики на ближайшие годы обсуждали на недавней расширенной коллегии Минэкономразвития. Открывая заседание, премьер Д. Медведев призвал избегать расплывчатых оценок и прогнозов, которые характерны для некоторых теоретиков, припомнив известное изречение одного из президентов США, который просил найти ему одноглазого экономиста, чтобы перестать получать рекомендации типа "если посмотреть с одной стороны, если посмотреть с другой стороны…". Видимо, вняв этой шутливой рекомендации, министр экономического развития РФ А. Белоусов довольно четко изложил сценарии, по которым будет развиваться экономика.

Правительство определило шесть приоритетов в расходовании средств

Первостепенная задача — возврат социального долга, призванный решить накопленные за многие годы социальные проблемы. Намечено повысить зарплаты бюджетникам, реформировать пенсионную систему, переселить более 700 000 человек из аварийного жилья, ликвидировать нехватку мест в детских садах и многое другое. На это потребуется дополнительно направить примерно 0,6 процента валового внутреннего продукта (ВВП) в год.

Читайте также: Лекарство от бедности: богатым меньше есть

Следующее по приоритетности — модернизация Вооруженных Сил, повышение денежного довольствия военнослужащих, обеспечение армии постоянным и служебным жильем — еще полтора процента ВВП в год.

Будут выделены дополнительно 1,7 процента от ВВП на то, чтобы глубоко перестроить и обновить здравоохранение, медицину, образование, жилищный сектор, приведя их в соответствие с запросами общества и, в частности, среднего класса, который, по оценкам экспертов министерства, сегодня составляет около 25 процентов, а к концу десятилетия станет насчитывать уже 40-50 процентов населения.

Намечено расшить узкие места в транспортной и энергетической инфраструктурах, направив на эти цели дополнительно до 1,8 процента ВВП. Ускоренное развитие Дальнего Востока, Калининградской области и юга России, создание новых центров экономического роста потребуют дополнительно примерно 0,4 процента ВВП.

И, наконец, к числу важнейших отнесена и необходимость сократить нефтяную зависимость экономики, сократить так называемый нефтегазовый дефицит бюджета, который резко вырос в 2008–2009 годах и сейчас составляет около 10 процентов ВВП, при том, что безопасным считается уровень не более 5 процентов.

Всего потребуется дополнительно 7,5 процентов ВВП в среднем за год, чтобы выполнить намеченные системные задачи. Задача крайне сложная, если учесть, что в следующем пятилетии в связи с ростом добычи сланцевого газа весьма вероятно начнет перестраиваться мировой энергетический баланс, что может понизить цены на нефть приблизительно на 30 процентов. В этот период Россия должна войти с завершенными стратегическими преобразованиями хотя бы по основным параметрам. Фактически речь идет о необходимости в два раза ускорить темпы роста с нынешних 2-3 до 5-6 процентов и удвоить производительность труда в ближайшие десять лет.

Читайте также: Регионы: от двоечников до отличников

Есть ли у России резервы, чтобы избежать экономического краха?

Есть ли у России резервы, чтобы избежать возможного экономического краха, максимально ускорив экономический рост? Многие эксперты, в том числе весьма авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, мозговой центр "большой семерки" и "большой двадцатки", определили, что таких резервов в стране нет.

Однако в Минэкономразвитии настроены более оптимистично. О каких возможностях идет речь? Прежде всего, о дополнительных инвестициях. Валовые и национальные сбережения, то есть финансовый ресурс для инвестиций, в России один из самых больших в мире, около 30 процентов ВВП, в то время, как сами инвестиции в основной капитал не превышают 20 процентов, остальное выводится за рубеж. Государство должно сформировать экономические и юридические стимулы, которые позволили бы к 2015 году достичь инвестиций 25, а в дальнейшем — и 30 процентов ВВП.

Необходимо менять и структуру экспорта, наращивая продажу за рубеж неэнергетические товары, в том числе и машиностроительную продукцию. Сегодня, производя такой продукции на 173 миллиарда долларов, Россия экспортирует машинного оборудования всего на 27 миллиардов долларов. Цифры, как подчеркнул А. Белоусов, крайне позорные — столько же экспортировали Тайвань и Южная Корея 20 лет, а Филиппины — 10 лет тому назад. Россия может увеличить машиностроительный экспорт к концу десятилетия минимум до 60-65, а к 2025 году — до 120 миллиардов долларов, если, конечно, создать и развить систему поддержки экспорта.

Возможно и резко увеличить производительность труда, по которой Россия отстает от США (36 процентов от американского уровня) и Европы — 45 процентов, а в средне- и высокотехнологичных отраслях разрыв достигает десяти и более раз. При этом потребление ВВП на душу населения составляет в среднем 60 процентов от европейского уровня. Страна живет не по средствам, потребляя больше, чем производит. Между тем, у российских компаний есть весьма широкие возможности повысить производительность труда, внедряя новые отечественные и зарубежные технологии, пока есть возможность менять сырьевые ресурсы на передовые разработки.

Читайте также: Страховые взносы: бизнес может выдохнуть

В дипломатичной завуалированной форме министр оценил, как неудачную, концепцию использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Напомним, что в бытность министром финансов А. Кудрина, весьма значительные дополнительные средства от экспорта энергоносителей, собранные в этих фондах, направлялись на скупку американских ценных бумаг, по существу, работали на экономику США. Видимо, по этой причине некие западные ценители называли Кудрина "лучшим министром финансов", не уточняя, какой страны. Необходимо средства из фондов направить в инфраструктурные проекты, считает министр, развивать транспорт, логистику и коммуникации, чтобы активизировать движение людских и материальных ресурсов. Иначе средства будут проедены за два-три года и новую атаку кризиса отражать будет нечем.

Бесспорно, перспективы у отечественной экономики крайне тревожные. Однако оптимизм придает то обстоятельство, что в отличие от предыдущих лет, когда моду в экономике диктовали неграмотные, малопрофессиональные, как теперь ясно, люди, у нынешнего руководства Минэкономразвития, судя по докладу министра, есть четкое понимание реалий экономики. И совершенно ясное, основанное на плановых расчетах представление, что нужно сделать, чтобы страна не угодила в экономическую пропасть.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"