Выход Шотландии из унии с Англией 1707 года и переход к независимости приведет к тому, что правительство Британии откажется от заключения соглашения с Шотландией по дальнейшему использованию фунта стерлингов. Сохранение своей валюты позволяет Лондону оставаться на особом положении в ЕС: проводить независимую внешнюю политику и выравнивать бюджет.
В британском министерстве финансов настаивают, что в основе использования одной денежной единицы должен лежать политический союз. Это именно то, от чего в этом году попытается уйти Шотландия. В сентябре текущего года в этой части острова пройдет референдум о независимости. И его результаты могут стать неприятными для Лондона.
Свыше 300 лет объединившиеся Англия и Шотландия дали новому унитарному государству название Соединенное королевство Великобритания. Спустя три сотни лет, как показывают свежие опросы, за сохранение общего государства только 46 процентов шотландцев. При этом 36 процентов выразили готовность отдать свои голоса за независимость, а 18 процентов пока еще размышляют. За этих колеблющихся разворачивается информационная борьба.
Читайте также: Зарубежный взгляд: инсайд как модный российский бизнес
Пока экономическая депрессия играет на руку шотландским националистам. Как раз с апреля по всей стране вступил в силу так называемый "налог на пустые спальни". Наличие дополнительной свободной спальни для владельца социального жилья обернется снижением коммунальных дотаций на 14 процентов, а владеющие двумя и более спальными помещениями потеряют 25 процентов.
Таким образом правительство хочет сократить расходы на 465 миллионов фунтов стерлингов в год. Сидящих на пособиях людей с более чем одной спальней в стране насчитывается порядка миллиона человек. И значительная их часть сосредоточена как раз на севере Британии, в шотландских пределах. Конец халявы автоматически понижает уровень лояльности центру.
Естественно, что шотландские сепаратисты не преминули лишний раз попиариться на этом. "Я обещаю вам, мы — в независимой Шотландии — вернем все пособия, идущие напрямую к социальным арендодателям, — обещает заместитель председателя Шотландской национальной партии Никола Старджен (Nicola Sturgeon). — Хочу подчеркнуть, наша партия в независимой Шотландии отменит налог на пустые спальни".
Шотландские националисты убеждают население, что независимость от Лондона сулит экономические выгоды. Комплексная экономическая программа проста и незатейлива — сидеть на сырьевой ренте, как это делает соседняя Норвегия, продавать фирменные виски, твид и завлекать туристов видами мужиков в юбках.
Но делить придется все — и территорию, и долги. В этой дележке Эдинбург видит себя выигрывающей стороной. Очевидно, что при разделе к территории Шотландии будут прилегать основные работающие сейчас нефтегазовые месторождения Северного моря. Так как 90 процентов из них находятся на шотландском шельфе.
А вот от суммарного государственного долга Британии на плечи шотландцев ляжет только 8,4 процента, подсчитало агентство Fitch Ratings. Это порядка 110 миллиардов фунтов стерлингов.
Разница между налогами (9,6 процента) и бюджетными ассигнованиями из центра (9,3 процента) оценивается в 2,7 миллиарда фунтов. И это тоже используется как один из доводов в пользу отделения. В целом же объем валового внутреннего продукта Шотландии составляет около 140 миллиардов фунтов (порядка 225 миллиардов долларов), а бюджетный дефицит — около 7,4 процента ВВП. Для Великобритании в целом показатель составляет 9,2 процента.
Но все это относительное благополучие существует пока только на бумаге. Смена хотя бы одной из этих благолепных констант, например, цены на нефть, приведет к тому, что независимая Шотландия покатится по наклонной плоскости.
А тут еще и Лондон намекает на то, что оставит независимых без фунта стерлингов. На случай реального объявления независимости Шотландией в британском минфине уже озвучивают возможные сценарии. Один из них предполагает, что Шотландия будет использовать фунт стерлингов, однако будет зависеть от Лондона как эмиссионного центра, оказать влияние на который она будет не в силах.
Читайте также: Новаторские деньги ушедшего года
Второй вариант — переход на евро, для чего можно попытаться договориться с континентальной Европой. Третий сценарий — собственная валюта. Это означает рост транзакционных издержек, высокую волатильность и приведет к оттоку капитала, уверены в Лондоне.
К слову, в Шотландии выпускается собственная валюта — шотландский фунт. Это неконвертируемая валюта, которая имеет свободное хождение только на территории Шотландии. Но самостоятельный шотландский фунт — это не только возможности для маневра, но и солидные риски. В интересах Шотландии сохранить действующий валютный союз при перераспределении финансовых потоков и получении большей социально-экономической и политической самостоятельности. Тем интереснее будет наблюдать дальнейшие шаги сторон в приближении к шотландскому референдуму о независимости.