Французские виноделы снизили цену элитных вин на треть по сравнению с 2012 годом. Таким образом они хотят понравиться китайцам. Дело в том, что в последние годы французское вино сильно зависит от азиатского рынка, на котором главными потребителями элитного алкоголя являются жители Китая. Теперь продажи упали и там. Но в одних ли китайцах дело?
Эксперты выделяют две причины снижения интереса китайцев к винам Франции. Во-первых, общее замедление темпов роста китайской экономики, в I квартале текущего года рост ВВП страны составил всего 7,7 процента, когда как показатель прошлого года — 7,9 процента. До последнего десятилетия темпы роста ВВП Китая и вовсе превышали 10 процентов в год. Вся бурная экономическая активность Китая была обеспечена именно быстрым увеличением ВВП.
Экономический спад в КНР сказался практически на всем глобальном рынке. Особенно пострадали сырьевые отрасли, так как Китай с его развивающейся промышленностью — главный потребитель сырья в мире. Однако, как показывает пример с элитным вином, досталось даже продуктам роскоши.
Второй причиной снижения интереса китайцев к французскому алкоголю стало разочарование в самом продукте. Дело в том, что когда политическая обстановка в стране позволила гражданам КНР открыть для себя весь остальной мир, их интерес, конечно же, вызвали наиболее классические, консервативные, проверенные временем ценности. Так бывает всегда: тот, кто пока еще не уверен в себе, не склонен к экспериментам.
Читайте также: Авиакомпании Европы проигрывают азиатским
Французское вино как раз такой традиционной ценностью и было. На винном рынке не существует ничего консервативнее Бордо. К естественному и закономерному интересу примешалась еще и иррациональная любовь китайцев к Франции. В наиболее богатых городах поднебесной сегодня можно встретить бесчисленные "французские" кондитерские, бутики, "французские" рестораны с французским дизайном и фотографиями Эйфелевой башни. Франция стала китайской мечтой.
Очевидно, что в такой ситуации спрос на французские вина в КНР был просто огромным. И, чувствуя это, виноделы начали взвинчивать цены. Цена на великие вина Бордо в последние годы росла как мыльный пузырь, что в свою очередь привело к подорожанию всех вин из этой провинции, а как следствие — к снижению спроса на них. "Цены на grand cru Бордо в 2009–2010 годах были перегреты, в первую очередь, из-за высокого спроса на них из Китая," — пишут "Ведомости".
Впрочем, все это Франция уже проходила в 1970-х годах. Только тогда в данном процессе, по понятным причинам, не участвовала КНР, сейчас история вынуждена повториться. В 70-х рынок французского алкоголя неожиданным образом рухнул. Просто однажды в попытке разнообразить ассортимент винного магазина его хозяин заказал исследование калифорнийских вин, чтобы выяснить, какие из них достойны стоять рядом с французскими. Однако все дегустаторы вслепую поставили калифорнийским винам оценки выше, чем родным. Ситуацию, возможно, и рады бы были замять, но на дегустации присутствовал журналист Time, который дал об этом статью. И началось. Оказалось, что французская лоза, вывезенная из страны и разошедшаяся по всему миру, кое-где дает более интересный продукт, чем на родине. Стоимость французского вина начала стремительно снижаться.
Сейчас похожая ситуация происходит при участии Китая. Видимо, граждане КНР достаточно освоились в открытом мире, чтобы начать сравнивать и составлять собственное мнение. В этом плюс обычно ругаемой глобализации: свобода и доступность всего, что есть на Земном шаре. Любой желающий может увидеть и сравнить. И, видимо, критическая масса сравнивающих в Китае достигнута.
Читайте также: Ревизор поможет "Газели" отвоевать рынок
Французское вино стало заложником своего успеха. Франция — единственная нормандская страна, которая в начале и в середине XIX века успешно развивалась. У нее было успешное капиталистическое производство, в которое вкладывались деньги. Поощрялся научный подход к производству и, в том числе, к сельскому хозяйству. Процесс производства вина тоже был поставлен на научную основу. В отличие от остального романского мира, который был реакционно-католическим и имел отдельные хозяйства, во Франции вложения в сельское хозяйство позволили перейти от кустарного к промышленному производству вина. А это уже совсем другое качество и масштаб. То же, что Пастер сделал для молока, французские виноделы сделали для вина. И их продукт стал классическим, а принятая в середине XIX века классификация вин — первой классификацией в мире и образцом для всех последующих.
С тех пор любое виноделие проходит два этапа. Сначала оно пытается копировать французское, и вывозит лозу, бутылки, специалистов. Потом люди понимают свои особенности, своеобразие климатических условий и начинают создавать свою винодельческую школу. А так как мир большой, очень скоро на рынке появляется множество новых оригинальных вин, которых Франция дать не может. Не потому, что она хуже, а просто потому, что она другая. Шардоне, выращенное во Франции, и Шардоне, выращенное в Чили — это два разных напитка. Потому что в этих странах разные климатические условия, разный состав почвы, разные взгляды на производство вина, наконец. И мир хочет разного, французского вина миру больше недостаточно.
Для французов этот факт, конечно, неприятен. Если раньше у них был весь винный рынок, то теперь — только его сегмент. Цены, которые сформировались во время французской монополии, не могут удержаться — они становятся конкурентными. Что, конечно, является плохой новостью для французских виноделов, зато хорошей для потребителя.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"