Европа — единственная часть света, где дела у авиаперевозчиков идут очень плохо. За 2012 год совокупные убытки европейских компаний составили более 1,2 миллиарда евро. В СМИ постоянно появляется информация о забастовках работников авиакомпании. Вследствие этого отменяют рейсы и страдают пассажиры? В чем причины плачевного состояния авиакомпаний Европы?
От очередной забастовки Lufthansa пострадали сотни тысяч пассажиров
Забастовка наземных служб Lufthansa, охватившая все крупнейшие немецкие авиаузлы, привела к тому, что были отменены свыше 1700 рейсов авиакомпании. Протестные акции затронули сотни тысяч пассажиров, которые не смогли вчера улететь в нужном направлении. Крупнейшему европейскому перевозчику это грозит не только разовым многомиллионным убытком, но и потерей репутации и доверия со стороны пассажиров, что может оказаться намного болезненнее.
Забастовка повлияла на работу всех крупнейших авиаузлов, в частности, аэропортов Мюнхена, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Штутгарта, Берлина и Дюссельдорфа. Авиакомпания вынужденно отменила почти все рейсы внутри Германии. Пострадали также и межконтинентальные перевозки. На вчера было запланировано 1,72 тысячи рейсов, но в небо поднялось только 32 самолета.
О грядущей предупредительной полнодневной забастовке профсоюз работников сферы обслуживания Ver. di, являющийся организатором этой акции, объявил утром 19 апреля. У авиакомпании было достаточно времени, чтобы оповестить об этом своих пассажиров и предложить альтернативные варианты. Профсоюз требует повысить 33 тысячам сотрудников Lufthansa зарплату на 5,2 процента.
29-30 апреля должен состояться очередной раунд переговоров по оплате труда, поэтому профсоюз и принял решение усилить таким образом давление на своего работодателя. Ver. di уже проводил подобную акцию месяц назад. Но тогда сотрудники авиакомпании бастовали не весь день, а 7 часов. Авиакомпания тогда вынуждена была отменить практически 700 вылетов.
Читайте также: Региональные перелеты станут дешевле
А полгода тому назад состоялась самая масштабная забастовка сотрудников Lufthansa. Тогда несколько дней бастовали бортпроводники, в результате чего были отменены тысячи рейсов, и немецкий перевозчик понес крупные убытки. Если в Германии авиаперевозчики еще пока бастуют, то испанские решили резать по-живому. Так, менеджеры испанской авиакомпании Iberia в конце прошлого года объявили об увольнении 4,5 тысячи сотрудников из имеющихся 20 тысяч.
Основными причинами столь кардинального шага они называют дорогой керосин и финансовый кризис в Испании, который заставил пассажиров обращаться к услугам бюджетных авиакомпаний. Но, если международные перевозчики хоть как-то еще держатся на этом рынке, то региональным приходится крайне туго. Они терпят огромные убытки и прекращают свою деятельность. Недавно о своем банкротстве объявила немецкая компания OLT Express Germany. Этот перевозчик преимущественно летал по Германии и Швейцарии.
OLT Express Germany являлась частью авиакомпании из Польши OLT Express. Головной перевозчик прекратил свою деятельность еще прошлым летом, а его немецкая "дочка" по-прежнему пыталась удержаться на рейсах. Как объяснили в компании, от полетов отказались руководители OLT: владельцы не одобрили предложенный немецким филиалом план "финансового оздоровления".
Ведущие авиакомпании Европы потеряли больше миллиарда
В прошлом году суммарные операционные убытки трех крупнейших европейских авиаперевозчиков — Lufthansa, International Airlines Group и Air France-KLM — составили 1,2 миллиарда евро. По мнению ведущих экспертов, лидерам сектора нужно равняться на бюджетные авиакомпании и сокращать свои издержки. Так, убыток Lufthansa составил 381 миллион евро, Air France-KLM — 597 миллионов евро, а International Airlines Group — 230 миллионов евро. Ни в одном регионе дела в авиаотрасли не идут так плохо, как в Европе.
"Перспективы очень плохие, и, в первую очередь, это касается европейских авиакомпаний", — констатирует глава Международной ассоциации воздушного транспорта Тони Тайлер. При этом представители "большой тройки" авиаперевозчиков по-прежнему утверждают, что в их незавидном положении виноваты высокие цены на топливо, полетные сборы, ограничения на ночные полеты и квоты на выброс газов.
Главная проблема "большой тройки" состоит в том, что для эффективной конкуренции с бюджетными компаниями в сегменте ближне- и среднемагистральных перевозок им нужно сокращать издержки. Но в таком случае европейские авиакомпании рискуют проиграть арабским коллегам в сегменте дальнемагистральных перевозок. Глава наблюдательного совета Люфтганзы Юрген Вебер признается, что положение дел просто угрожающее. Борьба сразу на нескольких фронтах бесперспективна, но она все-таки ведется.
Основные причины кризиса европейских авиаперевозчиков
Финансовый кризис в Европе, высокие цены на авиационное топливо и затраты на рабочую силу — это самые главные причины столь плачевного состояния европейских авиакомпаний. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, европейские авиаперевозчики страдают также от высоких налогов, неэффективного управления воздушным движением и инфраструктурой, и обременительной регулятивной средой.
Наиболее важным фактором снижения рентабельности авиакомпаний, безусловно, является стоимость авиационного топлива, которое за последние два года подорожало практически на 40 процентов. Малейшее повышение цены нефти автоматически приводит к большим потерям для авиаперевозчиков. Эксперт авиарынка Себастьян Гощинарек считает, что ухудшение финансовых показателей европейских авиакомпаний вызвано сокращением числа пассажиров и постепенным их переходом в более дешевые сегменты.
"Меньше людей стало путешествовать, другие отказались от бизнес-класса, который был основным источником дохода для европейских авиалиний", — констатирует он. Одной из причин того, почему в авиаперевозчиков Европы дела идут крайне плохо, является тот факт, что многие страны Старого Света до сих пор рассматривают свои национальные авиакомпании в качестве некоего символа национальной гордости. Это означает, что иностранные инвесторы попросту не могут получать большинство в национальных авиакомпаниях.
По словам генерального директора Lufthansa Кристофа Франца, европейские государственные авиакомпании имеют огромные расходы. К примеру, в Lufthansa они составляют свыше 95 процентов от оборота, тогда как в авиакомпании Emirates — 85. Бюджетные европейские авиакомпании имеют еще меньший показатель. Однако между континентами они не летают, выполняя роль подкидыша по Европе.
Именно эти десять процентов разницы и позволяют стремительно развиваться молодым авиакомпаниям. Разница формируется за счет низких пенсионных отчислений, а также более дешевой рабочей силы. К тому же, в арабских странах профсоюзы вообще не развиты, не то, что в Старом Свете, где любое малейшее изменение трудового договора оборачивается забастовками и сопряженными с ними убытками.
Также следует учитывать, что флоты зарубежных и бюджетных авиакомпаний, как правило, намного моложе, нежели воздушные суда крупных европейских компаний. Поэтому и расходы на ремонт у приватизированных государственных авиакомпаний Азии значительно ниже европейских. На европейском рынке появилось много дешевых авиакомпаний (в основном из Азии), поэтому местным перевозчикам приходится снижать стоимость перелетов, и соответственно, свою прибыль.
Крупные перевозчики, безусловно, не хотят терять прибыль и отдавать рынок более дешевым арабским и азиатским коллегам. Но они прекрасно понимают, что без сокращения издержек они не смогут долго конкурировать в небе. А все прекрасно знают, что самым простым способом сокращения издержек любого предприятия является снижение заработной платы сотрудникам или же тотальное сокращение. Но подобные меры не приведут ни к чему хорошему, кроме забастовок, срывов рейсов и потере доверия со стороны клиентов. Поэтому европейским авиакомпаниям нужно искать другие методы снижения издержек и увеличения прибыли.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"