На рынок легковых коммерческих автомобилей едет ревизор. Антидемпинговое расследование проводится по инициативе компании "Соллерс", которая усмотрела нарушение правил импорта автомобилей категории LCV в страны Таможенного союза. Ревизия может закончиться резким ростом пошлин на авто, ввозимых из-за рубежа, что в корне может изменить авторынок РФ.
Более всего в результате проведения антидемпингового расследования пострадают автомобилестроительные компании, локализованные в Европе. Пошлины на ввоз машин категории LCD из Германии и Италии могут резко подскочить примерно на 10-40 процентов. А это значит, что пришло время побеспокоиться за свою прибыль владельцам компаний Volkswagen, Mercedes-Benz, Fiat и Peugeot-Citroen. Немного менее затратным ввоз продукции в страны Таможенного союза станет для автопроизводителя Ford, завод которого находится в Турции. Пошлины на ввоз автомобилей Ford могут подрасти лишь на 20 процентов, пишет "Коммерсант".
Разумеется, повышение пошлин на импорт перемешает карты на российском рынке категории LCD. В первую очередь такое положение дел устроит российских игроков — группу ГАЗ и непосредственного инициатора расследования компанию "Соллерс". Они рассчитывают увеличить свое присутствие на рынке за счет устранения главных конкурентов.
Что касается иностранных компаний, на плечи которых лягут непредвиденные расходы, то единственным верным выходом для них станет размещение производств на территории России в целях сокращения затрат. Напомним, что пока размер пошлин на ввоз дизельных легких автомобилей составляет всего 10 процентов. Таковым он стал после того, как РФ добилась долгожданного вступления во Всемирную торговую организацию. Ранее же авто LCV облагались пошлиной в 25 процентов.
В настоящее время расследование близится к завершению, и эксперты уже выражают уверенность, что завершится оно повышением пошлин для иностранных поставщиков коммерческих авто. Согласно сведениям газеты "Коммерсант", 12 апреля состоялся консультативный совет по торговле при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), участников которого предварительные итоги антидемпингового расследования убедили в существовании фактов демпинга при импорте LCV с дизельным двигателем из Германии, Италии, Польши и Турции.
Читайте также: Что ждет транспортников в условиях ВТО
Осталось лишь дождаться финального этапа расследования (который совершается в настоящее время), после чего последует принятие решения в отношении иностранных автомобилей. Надо заметить, что в рамках ВТО ограничение поставок легковых коммерческих автомобилей из-за границы будет в особенности на руку отечественным автостроителям. Впрочем, не все эксперты так однозначно уверенны в успешном для страны исходе расследования.
"Насколько я понимаю, это первое такое расследование, которое инициирует Россия с тех пор, как вошла в ВТО. Пока только Россию "били по голове" правилами Всемирной торговой организации. Вот тут попытка некоторая не расквитаться, но в общем отстоять свою позицию, — поделился с Правдой. Ру своим мнением заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто, по мнению которого позиция России в отношении европейских компаний, могущих поставлять на наш рынок машины по заниженным ценам, интересна, — В общем понятно, что в Европе автомобильный рынок валится гораздо быстрее, чем у нас. У нас он пока стоит. Насколько успешно удастся в такой ситуации действовать, мне очень сложно сказать, поскольку у России опыта таких серьезных расследований, опыта серьезных судебных тяжб в рамках ВТО пока не было совсем, поэтому судить очень сложно, и предсказывать что-то тоже".
Меж тем, в ЕЭК сообщили, что антидемпинговое расследование проводится строго в соответствии с нормами ВТО. А разница в повышении пошлин в зависимости от страны, откуда идет товар, связана по-видимому, с тем, насколько завышена цена конкретной продукции на российском рынке в сравнении со рынком страны — импортера.
Так, по данным "Соллерс", разница между ценой LCV на российским рынке и на внутренним рынке Италии превышает 132 процента, Польши — 70 процентов, Германии — 65 процентов, Турции — 17 процентов. Кроме того, по завершению расследования могут быть "наказаны" не пожелавшие сотрудничать с расследованием автопроизводители, а именно Volkswagen и Mercedes. В отношении продукции данных концернов планируется ввести самые высокие пошлины, сообщает "Коммерсант". Эксперты уже сегодня готовы дать прогнозы, к каким изменениям на авторынке приведет возможное повышение пошлин на LCV.
"Повышение пошлины может оказать положительное влияние на российских производителей LCV. Импорт же иностранных автомобилей может упасть на 20 процентов. Однако это вряд ли остановит иностранных производителей LCV от реализации собственной продукции на российском рынке — это простимулирует их к тому, чтобы развернуть производство, например, на мощностях ЗИЛа.
Ford уже начал снижать объемы импортируемой продукции и локализировал производство Transit в Елабуге, несмотря на то, что именно Ford меньше всего пострадает от повышения пошлин, — замечает Глеб Славутский, директор департамента маркетинга компании "Автолокатор", — даже подобный расклад сил даст существенную фору отечественным производителям для ввода на рынок новых моделей. Например, пока иностранцы организуют сборку LCV в России, ГАЗ, начавший производство новой модели Газель-Next, сможет нарастить доли на рынке".
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"