Группа российских чиновников вновь подняла вопрос о приватизации активов российского топливно-энергетического комплекса. В сфере российского ТЭК интересы олигархов и общества расходятся кардинально, а частные предприятия отнюдь не эффективнее государственных. До сих пор атаки заинтересованных в новой приватизации групп успешно отражались.
Совсем недавно в российской энергетической сфере произошло несколько знаковых сделок. "Роснефть" выкупила у российских олигархов компанию ТНК-BP и произвела обмен акциями с британской BP. Недавно стопроцентно принадлежащий российскому государству "Роснефтегаз" приобрел 0,23 процента акций Газпрома, которые позволили завладеть контрольным пакетом акций концерна. А на этой неделе Роснефтегаз продал Газпрому 72 газораспределительные организации.
Проведение этой сделки, дающей формальный контроль над "Газпромом", откладывалось с 2005 года. "Роснефтегаз" должен был получить недостающий пакет от "Газпрома" в обмен на долю в 72 газораспределительных станциях, но оценка ГРС тогда не устроила "Газпром".Две недели назад Совет директоров "Газпрома" одобрил покупку ГРО, но не за акции, а за деньги — 25,8 миллиарда рублей. А Роснефтегаз также за деньги, примерно за 7 миллиардов рублей, получил недостающий пакет акций.
После шагов, недвусмысленно свидетельствующих об усилении государственного контроля за ключевыми активами в ключевом для России топливно-энергетическом комплексе, от Минэкономразвития в правительство вновь поступают предложения, абсолютно противоположные этой политике по смыслу и содержанию. Речь вновь идет о приватизации крупнейших корпораций ТЭК.
Как отмечает большинство экспертов, момент для передачи активов в частные руки сейчас совсем неудачный. Все крупнейшие компании российского ТЭК недооценены, если сравнивать их рыночную капитализацию с показателями годовой прибыли. Как олигархи работают с полученными активами хорошо известно по той же ТНК-BP. С момента передачи этих активов практически за бесценок в собственность одной из олигархических группировок и вплоть до их обратного выкупа уже за огромные деньги в собственность госкомпании, эта корпорация в разы нарастила финансовый поток, практически не увеличив при этом объемы добываемой нефти.
Весь рост был бумажным и обеспечивался исключительно увеличением мировых цен на нефть. Нет сомнений в том, что для акционеров предприятия владению ею было сверхэффективным с точки зрения соотношения инвестиций и полученной прибыли. Но с точки зрения общественной пользы и государственной казны вся история ТНК-BP — это сплошные финансовые минусы.
Читайте также: Земля в России — недооцененный ресурс?
Получившие немалый кэш партнеры по российскому совладельцу ТНК-BP консорциум AAR по всей вероятности заинтересован в новых инвестициях в российский ТЭК. Причем именно по схеме ТНК-BP и стандартному биржевому правилу покупай дешево-продавай дорого. Сейчас, когда активы ТЭК явно недооценены появляется неплохая возможность купить дешево.
В числе интересантов новой приватизации называются близкие к вице-премьеру Аркадию Дворковичу дельцы кавказского пула: братья Билаловы, Зиявудин и Магомед Магомедов, а также Олег Дерипаска. Кстати, под приватизацию планируется подвести еще один пакет Объединенной зерновой компании, где Зиявудин уже владеет долей, равно как и в Новороссийском порту, который является основной экспортной зерновой перевалочной базой страны. Та же "Сумма" братьев Магомедовых владеет Приморским портом в Ленинградской области. В него упирается "Балтийская трубопроводная система", через которую на экспорт прокачиваются миллионы тонн нефти.
Стоит отметить, что приватизационные атаки на энергетическую отрасль происходят практически каждый год. Различными способами эти попытки пока блокируются, тем не менее, демонстрируя настойчивость и получая поддержку из определенных правительственных кругов, олигархи отрывают куски от российского ТЭК.
Например, объединение ОАО "Башкирская электросетевая компания", которая принадлежит АФК "Система" олигарха Владимира Евтушенкова, с "МРСК Урала", более трети которой контролируется Виктором Вексельбергом, приведет к созданию распределительной сетевой компании, где у государства не будет контрольного пакета. И это в регионе с энергоемкой тяжелой промышленностью, которая во многом продолжает оставаться становым хребтом российской индустрии.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"