В Румынии и Болгарии прошли массовые демонстрации против добычи сланцевого газа. "Сланцевая революция" активно лоббируется американскими компаниями в странах Восточной и Центральной Европы. И все это проходит под антироссийскими лозунгами. В "сланцевой лихорадке" уже бьются Литва, Украина, Молдавия, Польша, а в самих США уже потирают руки.
Энергетическая безопасность от России — сегодня модный тренд в политических кругах Европы. Обвиняя "Газпром" в завышенных ценах на газ, руководители многих европейских стран делают ставку на эксплуатацию собственных сланцевых месторождений. Перед глазами якобы позитивный опыт добычи сланцевого газа в США, который привел к снижению цены на газ в пять раз, отказу от импорта газа и созданию рабочих мест. Опыт всячески пропагандируется на Западе как панацея от ценового диктата "Газпрома".
Исследование, проведенное Бейкеровским институтом Университета Райса в 2011 году, спрогнозировало снижение доли России на европейском рынке природного газа к 2040 году на 13 процентов. "Геополитические последствия расширения добычи сланцевого газа Соединенными Штатами будут огромными. С приходом в Европу вытесненного с американского рынка сжиженного природного газа, энергетическая мощь России, Венесуэлы и Ирана начала слабеть на фоне американского газового изобилия", — заявила два года назад Эми Майерс Джаффе (Amy Myers Jaffe), одна из авторов исследования. Но цифры говорят о том, что это не так. Если в 2009 году доля российского газа в Европе составляла 27 процентов, то сегодня эта цифра практически не изменилась, это 29-30 процентов.
В отчете Управления энергетической информации США указывается, что общий объем ресурсов Румынии, Венгрии и Болгарии составляет 538 миллиардов кубических метров (для сравнения, проектируемая мощность "Южного потока"- 63 миллиарда в год). Тем не менее, Румыния в порыве стратегического партнерства с США в начале апреля одобрила соглашение с фирмой Chevron о разведке и эксплуатации месторождений в Восточной Румынии. По словам главы Национального агентства по минеральным ресурсам Жеоржи Дуту (Gheorghe Duţu), "в настоящее время ни одна компания не может вести нетрадиционную разведку природных ресурсов". Эти лицензии могут предоставляться, только если будет проведена тщательная оценка последствий для экологии и рентабельности эксплуатации месторождений, сказал Дуту. Тем не менее, в отсутствии экспертиз, Понта на прошлой неделе снял мораторий на добычу сланцевого газа.
Читайте также: Китай просчитался со сланцевым газом
В ответ 4 апреля в 28 румынских городах прошли демонстрации протеста в рамках так называемого "Национального дня борьбы против эксплуатации сланцевого газа". "Мы выступаем против коррупции в высших эшелонах власти. Мы боремся за право на здоровую окружающую среду, на жизнь, на здоровье и на достоверную информацию", — говорится в обращении организаторов протестов. Протесты поддержали в приграничном болгарском городе Добрич. Болгары вышли с лозунгом "Две страны — одна вода. Два народа — один бой". Они опасаются, что добыча газа в Румынии уничтожит природные ресурсы в сопредельных областях, в том числе в Добрудже, области, известной как "житница Болгарии".
Демонстранты также потребовали, чтобы прокуратура расследовала личную заинтересованность мэра Добрича, Детелины Николовой и всех должностных лиц, сопровождавших ее в недавней поездке в США. Николова побывала в Техасе, Пенсильвании и Колорадо, где встретилась с представителями фирм, разрабатывающими сланцевый газ. Она решительно отрицает обвинения в коррупции. В Болгарии Chevron пока не прошел. 17 января 2012 года болгарское правительство отменило фирме лицензию на разведку сланцевого газа в северо-восточной Болгарии, сославшись на мораторий на добычу сланцевого газа и на недостаточное доказательство экологической безопасности метода гидроразрыва .
Что представляет собой технология гидроразрыва (Fracking)? Сначала бурится вертикальная скважина, а затем от нее — несколько горизонтальных, длиной до двух-трех километров. В них закачивается смесь воды, песка и химикатов. В результате гидроудара (миниземлетрясения) разрушаются стенки газовых коллекторов, а весь доступный газ откачивается на поверхность. При этом нужно очень много воды, для каждой скважины — от 5 до 19 миллионов литров. Состав смеси химикатов — коммерческая тайна корпораций. Житель "сланцевой" деревни Димок (штат Пенсильвания) Рэй Кэмпбел поделился с телеканалом "Вести" экспертизой воды, взятой им из водопровода. В ней были обнаружены 27 опасных химикатов: "уран-238, уран-235. И какой-то неизвестный химикат. Даже в лаборатории не знают, что это", — сказал Рэй. Экологи мира бьют тревогу, эксплуатация сланцевого газа приводит к сильному загрязнению подземных вод, поверхностных вод и воздуха. В погоне за геополитическим влиянием американцы никому не говорят, что в сегодняшнюю цену на сланцевый газ они не включают стоимость рекультивации земель и очистки воды, страхование граждан на предмет искусственных землетрясений, что с его производителей не берутся налоги. То есть производство сланцевого газа в США дотируется правительством. Кроме того, рентабельные запасы гораздо меньше геологических. "Обама слушает помощников, которые работают на пропаганду сланцевого газа. В реальности запасов — на 11-12 лет, а не на 60", — подчеркнул известный эксперт, бывший сотрудник нефтяной корпорации АМОСО Артур Берман.
Читайте также: Вручена премия злейшим врагам природы
В 2013 году в США не осталось ни одной прибыльной скважины, добывающей сланцевый газ. Затраты корпораций в 2012 году на бурение более чем 7 тысяч скважин в США составили 42 миллиарда долларов. Прибыль от продажи добытого сланцевого газа — 32,5 миллиарда. Корпорация BP заявила об убытках в 5 миллиардов долларов, английская BG Group потеряла 1,3 миллиарда, а бывший лидер индустрии — Chesapeake Energy — находится на грани банкротства. Американские аналитики твердят о том, что сланцевый проект уже обречен и видят в нем не только политическую подоплеку, но и очередной финансовый пузырь, который будет прирастать в Европе. "Страны, в которых собираются добывать сланцевый газ, ждет то же самое, что произошло у нас. Сначала — короткий бум, какие-то новые рабочие места, но когда пузырь лопнет, останется плохая экология и разрушенная инфраструктура, как в Димоке. Так будет и в Латвии, и в Ирландии, и на Украине", — уверен профессор Блумсбургского университета Уэнди Ли.
США пытаются энергетически полностью завязать Восточную и Центральную Европу на собственные ресурсы и ресурсы партнеров (Норвегии, Саудовской Аравии), пугая монополией "Газпрома", которой нет. В "сланцевый союз" стремится Украина, Польша, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Великобритания. Однако, по оценкам европейских экспертов, объемы возможной добычи сланцевого газа в Евросоюзе составят к 2030 году лишь 15 миллиардов кубов в год, оптимисты называют 40 миллиардов. Но и это лишь 3-5 процентов прогнозируемого объема импорта природного газа. Очевидно, что рыночной картины такие незначительные добавки не изменят.
Можно спокойно работать и "Газпрому" — растет экспорт в азиатские страны, а китайцы запретили разработки сланцевого газа, они мыслят стратегически.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"