Бытовая техника всегда относилась к товарам, которые покупаются если не на века, то, по крайней мере, на продолжительный срок — на несколько лет или даже десятилетий. Однако новый век внес изменение в репутацию такой продукции. Люди стали замечать, что срок службы современной бытовой техники стал гораздо более коротким, и задумались о причинах.
Сегодня многие российские граждане помнят, сколько служили в былые времена, к примеру, стиральные машины. Первые ввезенные в Россию "стиралки" без серьезных поломок несли свой крест более пятнадцати — двадцати лет, пока хозяева не выносили их на свалку в связи с изношенностью. Кроме того, наши сограждане до сих пор с теплом в сердце вспоминают произведенные на советских заводах утюги, отдельные представители которых, быть может, до сих пор в отдаленных уголках России используются по назначению. Так почему современные бытовые приборы столь быстро выходят из строя? Разумеется, дело не в том, что производители техники неожиданно разучились собирать долгоиграющую технику.
Существует версия, которая очень близка приверженцам теории вселенского заговора, согласно которой производители при сборке техники заранее программируют ее на поломку. Причем, чем раньше произойдет эта поломка, тем скорее покупатель вынужден будет купить новый бытовой прибор. Логика очевидна — если вся бытовая техника будет работать десятилетиями, то игроки этой рыночной отрасли останутся без постоянной прибыли, и в результате зачахнут от скуки. Разумеется, технические новинки и разработки будут привлекать отдельных представителей общества в магазины бытовой техники, однако та часть человечества, которая надежность ценит больше технических новшеств, или же просто не может похвастаться большими финансовыми возможностями, будет безвозвратно утеряна для производителей. Если же бытовые приборы будут ломаться часто… Суть сей теории кроется в том, что современное гражданское общество деятели рынка постепенно превращают в то самое "общество потребления". И, надо заметить, превращают успешно.
Но есть здесь и серьезное противоречие. Ведь рынок бытовой техники, как и любой другой, не может существовать без конкуренции. А одним из главных гарантов качества бытовых приборов является именно продолжительный срок службы. С упором на этот пункт, например, делает рекламу своей продукции компания Indesit, маркетологи которой избрали громкий лозунг "Индезит — прослужит долго!". Как же деятели этой отрасли могут создавать недолговечную технику, при этом оставаясь конкурентоспособными и востребованными? И есть ли хоть доля истины в теории запрограммированной поломки? С этим вопросом редакция Правда. ру обратилась к экспертам.
Читайте также: На крючке у общества потребления
"Я думаю, что это всего лишь версия, абсолютно ничем не подтвержденная, — поделился мнением юрист "Общества защиты прав потребителей" Игорь Зверев, — Никто специально не будет изготавливать товары скоропортящиеся, ломающиеся, с маленьким сроком годности. Продавцу не выгодно это. Наоборот, ему требования будут предъявлять, если вдруг он продаст некачественный товар, ему придется нести свои затраты — менять, возвращать товар. Это просто чей-то домысел".
С господином Зверевым согласна и эксперт потребительского рынка Марина Петрухина. "Тут чисто теоретически сложно сказать, что существует такое пренебрежение качеством. Я не очень верю, потому что пренебрежение качеством влияет на развитие марки. То есть если ты однажды сделал под уже известным брендом некачественный продукт, то к бренду доверие теряется у потребителя. В маркетинге все более сложно ранжируется, — объяснила корреспонденту Правды. Ру Марина Петрухина, — Производитель, например, может делать более дешевые вещи, но здесь стоит вопрос цены. Есть более дешевые вещи, где используются пластмассовые детали, которые быстрее выходят из строя, чем металлические. А вещь с металлическими деталями, как тот же блендер, будет стоить гораздо дороже блендера с быстро стирающимися пластиковыми деталями. И от этой ценовой разницы производитель и играет".
Чтобы окончательно развенчать миф о том, что скорая поломка техники специально задумывается современными производителями, эксперт потребрынка открыла секрет, почему в былые времена выпускались более долговечные бытовые приборы, нежели сегодня.
"20-30 лет назад пластик так широко не использовался, были совсем другие материалы. Естественно больше использовался металл. То есть вещи эти служат дольше просто потому, что там использовались материалы, которые были известны на то время. И в основном это был металл. А сегодня есть уже более современный пластик, который можно использовать в деталях, в том числе механизмах, но он, к сожалению, не столь долговечен, как металл. А все, что с металлом, уже чрезвычайно дорого, разница даже не в два, а порой в три, четыре или пять раз в цене. Поэтому я не отношусь с доверием к теории, что производитель делает специально, чтобы быстрей ломалось. Нет, он делает вещи разных ценовых категорий: эконом-класс, премиум-класс. От этого и зависит, сколько служат вещи", — заключает Марина Петрухина.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"