Либертарианцы вознамерились вернуть умирающий американский мегаполис Детройт к жизни. Новый импульс городу должна придать политически независимая от центральных и местных властей свободная экономическая зона, где будут работать и жить без государства. Но пока диктатура государств не позволила проверить на практике ни одной подобной идеи.
Либертарианцы вознамерились вернуть умирающий американский мегаполис Детройт к жизни. Новый импульс городу должна придать политически независимая от центральных и местных властей свободная экономическая зона, где будут работать и жить по либертарианским правилам и без государства. Но пока диктатура государств не позволила проверить на практике ни одной подобной идеи.
Создать анклав с собственной администрацией предполагается на принадлежащем Детройту острове Belle Isle. Остров расположен на реке Детройт протекающей по границе между США и Канадой. В конце 18 века на острове был разбит самый большой в Америке городской парк, но сейчас, как и сам Детройт, он находится в плачевном состоянии. На его содержание ежегодно выделяется около 6 миллионов долларов. Кроме того, остров в прямом смысле уходит под воду: требуется еще больше денежных вливаний, а этого не потянуть городскому бюджету с общей задолженностью в 20 миллиардов долларов.
Черная депрессия Детройта
На сегодняшний день Детройт является самым депрессивным крупным городом Америки. Автомобильная столица мира стала заложницей собственной специализации. Проблемы начались еще во время бензинового кризиса 70-х годов. Американские автомобильные концерны сумели выжить после реорганизаций, оставив город, где некогда были расположены основные производственные мощности, медленно умирать. Уровень безработицы достигает 50 процентов, масса разрушенных и заброшенных зданий, цены на жилье продолжают падать и за последние годы опустились еще на 35 процентов.Миграция из города продолжается. В пору расцвета, в 50-е годы в Детройте проживало 2 миллиона человек. Сейчас Детройт вместе с пригородами насчитывает чуть больше 700 тысяч населения.
Столица американского автопрома представляет собой слоеный пирог. В 50-е годы была допущена, как сейчас выясняется, роковая ошибка. Центральные районы города начали массово заселять чернокожим населением, которое преимущественно сидит на пособиях. Это привело к оттоку состоятельного населения в пригороды. При этом бизнес-центр города оказался окружен криминализованными гетто, куда даже полиция не рискует соваться.Теперь население города более чем на 80 процентов состоит из чернокожих граждан. И большинство из них не работает. Сократились отчисления от автокорпораций, резко упала и собираемость налогов с населения, наиболее деятельная часть которого предпочла переехать. В итоге раздутая социалка привела к резкому росту долговых обязательств города, который теперь должен кредиторам порядка 20 миллиардов долларов. Дефицит городского бюджета оценивается в 327 миллионов долларов.
Читайте также: Как заманить инвесторов на Дальний Восток?
На следующей неделе город переходит под внешнее управление. Администратором от штата Мичиган назначен 54-летний адвокат Кевин Орр. Он знает город и американский автопром. Выживший после банкротства Chrysler — это во многом его заслуга.Интересно, как внешний управляющий отнесется к предложению богатых либертарианцев, чья идея создания полунезависимого офшора посреди города и серьезных инвестиций. Предложение известного девелопера Родни Локвуда и стоящей за ним группы богатых бизнесменов выглядит заманчиво. Ведь либертарианцы предлагают значительные инвестиции в город, куда никто не хочет вкладывать.
Родни Локвуд, занимающейся строительством в штате Мичиган, предлагает продать этот остров частным инвесторам, которые превратят его в город-государство с минимальным правительством, низким налогообложением и даже с собственным денежным обращением.Компании со всего мира разместят свои штаб-квартиры на Belle Isle. От притока капитала и постоянного роста ВВП выиграет и Детройт, и штат Мичиган, и Соединенные Штаты. По подсчетам специалистов только за период строительства будет появляться около 200 000 рабочих мест в год. Экономика Детройта возродится.
Независимость в центре США
Итак, группа либертарианцев предлагает выкупить остров площадью в 400 га за 1 миллиард долларов. Сейчас содержание острова обходится ежегодно в 6 миллионов долларов, но и этих средств не хватает. Belle Isle уходит под воду и необходимы дорогостоящие работы по созданию гидротехнической защиты от затопления.
Далее инвесторы вкладывают еще 4 миллиарда долларов в необходимую инфраструктуру, а затем 20 миллиардов будет потрачено на строительство зданий. К этому моменту Belle Isle должен стать свободно ассоциированной с США территорией. Из федеральных налогов остров будет платитьтолько взнос на оборону, предположительно порядка 2 тысяч долларов с каждого жителя в год.
В вольном городе должны быть собственные законы и валюта. Оборона, таможня и пограничники — за счет властей США. Подоходный налог устанавливается на уровне 6 пороцентов, налог на корпорации — 4 процента. Льготные условия должны привлечь богатеев и корпорации. Последние разместят свои штаб-квартиры на либертарианской территории, а производственные мощности — в самом Детройте, где пустует масса зданий. Таким образом остров станет точкой роста, способной переломить ситуацию в городе, полагают либертарианцы.
То, что предлагается создать на острове, скорее походит на минархический анклав для белой элиты США. Минархисты — сторонники минимизации функций, полномочий и прав государства в человеческом сообществе. Государственные структуры рассматриваются как сервисные службы с соответствующими оценками их эффективности. Расходы правительства острова будут ограничены 10 процентами ВВП и должны быть снижены до 6-8 процентов.
На острове планируется поселить примерно 35-50 тысяч жителей. За возможность стать гражданином экспериментального сообщества людей, свободных от государства, необходимо внести 300 тысяч долларов. Тем самым инвесторы планируют возместить значительную часть громадных первоначальных вложений. Но на остров можно будет попасть и по квоте. Примерно 20 процентов жителей смогут поселиться на нем без взноса и вероятно они будут жить в нем, выполняя функции обслуживающего персонала.
Основными требованиями к будущим жителям детройтской утопии должно стать отсутствие судимостей, кредитоспособность и знание английского языка. Есть, впрочем, серьезные сомнения в том, что либертарианцам позволят экспериментировать на территории США. Сейчас эта страна проводит прямо противоположную и в некотором смысле социалистическую внутреннюю политику.
В поисках свободы от государств
Пару лет назад создать систему вольных городов либертарианцы пытались в Гондурасе, о чем в подробностях рассказывал портал Правда. ру. В 2011 году там даже приняли поправку к Конституции, позволяющую создавать специальные автономные зоны, независимые от местных и федеральных властей.
Группа Future Cities Development и внук знаменитого экономиста Милтона Фридмана Пэтри Фридман разработали концепцию вольных городов, которую ранее воссоздал экономист Полом Ромер.
Программа RED (Regiones Especiales de Desarrollo) предполагала возведение на незаселённых и считающихся непривлекательными землях Гондураса городов, которые будут управляться на основании хартии, которую утверждают жители. Резидентами этих систем могут становиться люди со всего света. Смущало то, что гарантами таких территорий должны были стать иностранные правительства…Вероятно, это, или нечто другое смутило и государство Гондурас. В октябре 2012 Верховный Суд признал поправку антиконституционной, похоронив очередную интересную идею.
Еще одной пока мало популярной идеей Фридмана — внука является концепция систединга (от англ. "sea" — "море" и "homestead" — "домохозяйство"-ред.). В условиях тотального господства государств на суше и явного противодействия созданию свободных сообществ, Фридман совместно с одним из основателей PayPal Петером Тилем сформулировал идею созданию свободных городов в открытом море, за пределами двухсотмильных экономических зон государств. Для этого создан специальный Seasteading Institute в рамках которого отрабатывается правовая базы и инженерные технологии.
В своем нынешнем виде концепция предполагает Систединг колониий-поселений из плавучих платформ. Каждая из них вмещает порядка 300 человек и исповедует собственные бизнес-модели, выбирает экономическую специализацию и применяют собственные системы правового регулирования.
У поселенца остается безусловное право выбора той или иной платформы в качестве площадки для жизни. А множество разнообразных сообществ позволят на практике проверить множество идей альтернативной негосударственной организации общества.
Такие разбросанные по океану поселения позволят человеку построить там свою версию того, в каком мире он хотел бы жить, и не терять время на диспуты с теми, кто не разделяет его точку зрения, чтобы убедить их в своей правоте. Таким образом, возникнет множество разнообразных сообществ, и образующие их идеи смогут конкурировать не на бумаге в рамках научных конференций, а на практике. Да и определить эффективную модель будет несложно: арбитром в соревновании станет количество человек, готовых присоединиться к той или иной платформе. Благо, вода позволяет свободно передвигаться вместе со своим домом.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"