На фоне кризиса ЕС пытается бороться со своими проблемами с помощью глобальной интеграции. Не так давно было заявлено о начале переговоров с США о создании зоны свободной торговли. И вот теперь ЕС решительно двинулся на восток — в Японию. В скором времени должны начаться переговоры о зоне свободной торговли ЕС и Японии. Чем же обернется этот союз?
Япония и ЕС начнут торговать свободно
"Евросоюз и Япония начали переговоры о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли. Целью данного всеобъемлющего соглашения является отмена нетарифных барьеров и тарифов относительно товаров, услуг, а также инвестиций", — сообщили в Еврокомиссии. Стартом к переговорам стал телефонный разговор Синдзо Абэ, премьер-министра Японии, и Хермана Ван Ромпея, президента ЕС. Ван Ромпей должен был лично посетить Токио, но отменил свой визит в связи с ситуацией вокруг Кипра.
Но Токио и Брюссель не стали откладывать начало переговоров о партнерстве, поскольку считают их очень выгодными для обеих сторон. 25 марта Карел де Гюхт, еврокомиссар по вопросам торговли, провел в японской столице консультации. Стороны договорились, что первый раунд переговоров, касающихся создания ЗСТ между Японией и ЕС, пройдет 15-19 апреля в Брюсселе. Карел де Гюхт, выступая перед представителями экономических кругов ЕС и Японии, назвал этот шаг "амбициозным" и "историческим".
Еврокомиссар надеется на то, что японская сторона упразднит торговые барьеры. В противном случае Еврокомиссия может через один год прервать переговорный процесс с Токио.
Экономические выгоды сторон от ЗСТ
Экспансия на внешние рынки крайне важна для обеих сторон. Для Евросоюза это прекрасная возможность простимулировать собственную промышленность, а для японской экономики это отличный шанс выйти из стагнации, длящейся уже двадцать лет. Брюссель уверен, что зона совместной торговли позволит Евросоюзу существенно увеличить экспорт в Японию (примерно на 30 процентов) и создать примерно 420 тысяч дополнительных рабочих мест. На японский рынок смогут беспрепятственно выходить европейские производители продуктов питания, а также компании, работающие в железнодорожной отрасли. ЕС надеется, что углубленные отношения с Японией приведут к росту экономики.
В свою очередь, Япония рассчитывает значительно укрепить собственные позиции в Евросоюзе, особенно на рынке электроники и автомобилей. Комитет Европарламента напомнил, что товарооборот между Японией и ЕС в 2011 году составил 116 млрд евро. "Вместе Япония и Евросоюз составляют треть мирового ВВП", — подчеркнули в Еврокомиссии.
Читайте также: Спасение Кипра - это распад Запада
Завершатся ли переговоры успехом?
Несмотря на все явные экономические выгоды, между сторонами существует множество нерешенных вопросов по некоторым отраслям. Если стороны не достигнут консенсуса, то вряд ли можно рассчитывать на успешный исход переговорного процесса. Так, к примеру, многие эксперты европейского автомобильного рынка и крупнейшие автомобилестроители не верят, что экспорт автомобилей из ЕС в Японию сможет вырасти в случае заключения соглашений. Как заявил Стивен Биган, вице-президент, руководитель департамента международной политики компании Ford, в Японии вообще нет иностранных автопроизводителей. "Доступ к этому рынку фактически закрыт", — уверяет Стивен Биган.
Пока никто не может точно сказать, как долго будут идти переговоры. Еврокомиссар Карел де Гюхт заверил, что стороны предпримут все возможное, для того чтобы согласовать все спорные вопросы в течение года. Но, если Япония не пойдет на уступки и не снимет в ряде секторов торговые барьеры, ЕС может прервать переговоры. По словам де Гюхта, Еврокомиссия намерена четко следить за ухудшением конкурентной среды в ЕС, а также за снижением торговых барьеров в Японии.
К тому же, де Гюхт хочет, чтобы Евросоюза не сокращал никаких тарифов до тех пор, пока Япония не представит конкретные решения по устранению регуляторных барьеров, в частности, в сфере автомобилестроения. Как отметил Де Гюхт, стимулирование торговли — это самый дешевый путь к усилению экономического роста, который не требует инвестиций со стороны налогоплательщиков Евросоюза. А власти Евросоюза на сегодняшний день считают наиболее важным вопросом усиление экономического роста, а также занятости в своем регионе с высокой безработицей и ослабшей экономикой. Поэтому союз с Японией крайне необходим ЕС. Но смогут ли чиновники договориться по всем спорным вопросам — покажет время.
Преодолеть кризис поможет интеграция
Дефицит спроса серьезно тормозит экономику Евросоюза, являясь одним из препятствий для выхода из экономического кризиса. Поэтому европейские компании используют любые возможности для увеличения рынков сбыта. Возможный союз с Японией не единственный проект интеграции ЕС. Ранее Вашингтон и Брюссель заявили о начале переговорного процесса о создании трансатлантической ЗСТ. Не исключено, что данное соглашение будет подписано в 2014 году. Безусловно, японцам тоже не хочется оставаться в стороне от интеграционных процессов.
Максим Братерский, заведующий кафедрой факультета мировой политики и экономики НИУ-ВШЭ считает: "Крупные мировые страны обсуждают проект дальнейшей интеграции в Атлантике, фактически создания зоны свободной торговли между Европой, США и Канадой. Кроме того, Япония, в прошлом динамично развивающаяся мировая экономика, уже 20 лет в стагнации и не может никак выйти из нее. По всей видимости, европейцы с одной стороны, а японцы с другой поняли, что не смогут в одиночку выжить в экономическом плане, поэтому и решили создать этот союз".
Послевоенная экономика Японии создавалась именно как экспортоориентированная. И сами японцы предпочитают больше копить, нежели тратить. Именно поэтому внешние рынки рассматриваются в качестве локомотивов, которые должны вытянуть экономику из стагнации. Внешняя экспансия заявлена основным приоритетом правительства Синдзо Абе. Валерий Кистанов, руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН, считает, что Европа — ключевой торговый партнер Японии, поэтому именно она и была выбрана в качестве завоевания внешних рынков.
Читайте также: Кипр теряет очарование офшора
"Рынок Европейского союза для Японии сейчас занимает третье место после Соединенных Штатов и Китая. На Евроcоюз приходится 10 процентов всего японского экспорта. Японцы экспортируют в Евросоюз преимущественно автомобили, запчасти к ним и продукцию машиностроения (в первую очередь, электронику). А электроника и автомобилестроение — это "два кита", на которых японская экономика и держится", — считает Валерий Кистанов.
Но сейчас японские электроника и автомобили облагаются в Евросоюзе достаточно высокими пошлинами, что существенно тормозит торговлю. Создание ЗСТ ликвидировало бы барьеры, открыв по-настоящему емкий рынок ЕС для компаний Японии. Кстати, Япония, как и ЕС, пытается одновременно работать в нескольких направлениях. Сейчас ведутся переговоры о создании торгового альянса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме Европейского союза, Япония сейчас ведет переговоры с Южной Кореей и Китаем о заключении соглашений о зоне свободной торговле.
Если данный союз будет создан, это станет одним из наиболее заметных событий в экономическом плане, поскольку Китай — вторая экономика в мире мира, Япония — третья, а Южная Корея — тоже весомый экономический игрок. Созданию этого торгового альянса не мешают даже территориальные споры между Токио, Пекином и Сеулом. Когда вопрос касается экономического развития, территориальные споры отступают на второй план. В нашем глобальном мире только интеграция поможет решить экономические проблемы. Похоже, японцы и европейцы это прекрасно поняли.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"