Россия вышла в дамки в нефтегазовом секторе

"Роснефть" давно объявила о том, что поглотит "ТНК-ВР". И с тех пор, собственно, пыталась заглотить, а это процесс небыстрый. 21 марта этого года было объявлено о том, что "Роснефть" справилась с поставленной задачей. Компания завершила сделку по покупке 100 процентов акций "ТНК-ВР" и стала самой крупной публичной нефтедобывающей компанией в мире.

За то, что позволила себя съесть, Вritish Petroleum получила от "Роснефти" 16,5 миллиарда долларов и почти 19,75 процента акций компании. Сделка имеет огромное значение как для самого гиганта, так и для экономики всей страны в целом, так как нефтегазовая сфера играет в ней особую роль. "Роснефть" получила огромный ресурс для развития. Название компании осталось старым, равно как и руководитель: во главе "Роснефти" стоит Игорь Сечин. Теперь у него новые запасы углеводородов, новые месторождения, новые масштабы и новые перспективы в связи с ними. "Ожидается, что общая добыча нефти и газа у "Роснефти" после консолидации активов "ТНК-BP" вырастет на 76 процентов — с 2,6 миллиона б. н.э. до 4,6 б. н.э. в сутки", — считает содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг.

Читайте также: Ресурсы Баренцева моря поделили по-братски?

Между тем с расширением "Роснефти" увеличится и доля присутствия государства в нефтегазовом секторе экономики, а также станет выше монополизация отрасли. Конечно, обновленная компания привлечет инвесторов, так как в целом "Роснефть" выглядит очень заманчиво: большая, надежная, готовая использовать административный ресурс, если что. Однако вряд ли количество инвестиций позволит перекрыть для российской экономики негативные моменты соединения "Роснефти" с "ТНК-ВР". Ведь в нефтегазовом секторе, как и в любом другом, развитие напрямую зависит от конкуренции. Теперь же в углеводородном сегменте российской экономики станет еще на одного игрока меньше. А их там и так, мягко говоря, немного.

Такие перестановки отражаются на кошельке каждого гражданина страны — и скорее рано, чем поздно. Например, в связи с отсутствием естественных стимулов для развития, нефтеперерабатывающие компании крайне неохотно вкладываются в покупку оборудования для заводов. Между тем заводы, построенные еще при советской власти для нужд, в первую очередь, грузового, а не легкового транспорта, нуждаются в переоборудовании для производства высокооктановых бензинов в соответствии с требованиями времени. Крупные компании же не желают вкладываться в этот процесс: необходима замена фильтров, а это дорогое удовольствие, которое в условиях отсутствия конкуренции никто просто не хочет себе позволять. Зачем, если бензин и так купят — другого-то нет. Тем временем такая ситуация порождает ситуацию на рынке, при которой спрос на высокооктановые бензины растет, а их производство, напротив, уменьшается. Естественно, становится больше цена бензина, что ощущают все жители страны. Даже те, у кого нет своего личного транспорта, поскольку цена бензина отражается на стоимости билетов в общественном.

Ранее эту проблему пытались решить административным путем и обязали все компании начать переоборудование нефтеперерабатывающих заводов весной этого года, однако идет уже вторая половина марта, а результатов еще не видно. Видимо, административный путь все же не самый удачный выбор в условиях рыночной экономики — не работает.

Читайте также: У России есть преимущества в Африке

Однако, так или иначе, но соединение "Роснефти" с "ТНК-ВР" уже состоялось. Новая компания стала самой крупной в мире по запасам и добыче нефти, обогнав таких конкурентов, как американские ExxonMobil, Chevron и ConocoPhillips. ExxonMobil обладает запасами в 22,4 миллиарда баррелей и ежедневно добывает 2,31 миллиона баррелей. Chevron, следующая за ней, имеет 13 миллирадов баррелей и добычу 1,85 миллиона баррелей в сутки. И, наконец, ConocoPhillips располагает доказанными запасами в 8,3 миллиарда баррелей, а ее ежедневная добыча — 0,79 миллиона баррелей в сутки. Между тем обновленная "Роснефть" располагает 38,3 миллиарда баррелей нефти и добывает 4,32 миллиона баррелей в сутки, передает "КоммерсантЪ". То есть конкурентам до нее теперь не дотянуться: по ежедневной добыче нефти компания превосходит всех троих вместе взятых, а по объему доказанных запасов — двоих. Остается только понять, чем хороши эти факты, кроме того, что красиво будут смотреться в статье какой-нибудь энциклопедии или Книги рекордов Гиннесса.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"