Развитие авиаузла Москвы оплатят пассажиры?

Несмотря на запрет президента РФ Владимира Путина повышать стоимость авиабилетов, Министерство транспорта и Федеральная антимонопольная служба придумали новый сбор с авиапассажиров. За счет денег, которые будут взиматься с клиентов авиакомпаний, планируется развивать инфраструктуру аэропортов. В первую очередь это коснется московских аэропортов.

В настоящее время проект о новом сборе с авиапассажиров поступил в правительство. Как уточняется в документе, о котором сообщило в понедельник издание "Известия", тариф либо будет взиматься в виде определенной суммы платежей, либо в виде доли от доходов, которые принесет созданная инфраструктура. Как поясняют в Минтрансе, новый сбор необходим для развития инфраструктуры аэропортов. Кроме того, во всем мире взимается плата с коммерческих организаций, которые работают в аэропорту и получают доход с пассажиров. Эти деньги являются дополнительными средствами, которые будут пущены на развитие инфраструктуры аэропортов, что, в свою очередь, поможет привлечь инвестиции в московский авиаузел.

Любопытным моментом в инициативе Минтранса и ФАС является тот факт, что средства будут отправлены на благоустройство именно московских аэропортов, в то время как сбором будут облагаться все российские пассажиры. Расходы на новый сбор авиакомпании включат в стоимость авиабилетов. Впрочем, в министерстве этот вопрос попробовали смягчить, и заметили, что на самом деле сборы могут быть направлены на развитие и других аэропортов страны. Каким образом будут на самом деле распределяться полученные средства, покажет время. Однако очевидно, что развитие аэропортов столицы окупится вполне, поскольку Москва является перевалочным пунктом для пассажиров, которые путешествуют не только по стране, но и летают за рубеж. Это значит, что пустыми московские залы ожидания не бывают никогда. Разумеется, для коммерческих организаций такие популярные аэропорты — золотая жила, главное, чтобы они были обеспечены всей необходимой инфраструктурой.

Только вот средства на развитие той самой инфраструктуры совсем не обязательно добывать за счет пассажиров. По мнению экспертов, Минтранс мог бы рассмотреть и другие источники финансирования.

"Раз готовят постановление правительства и раз данным вопросом заинтересован Минтранс, я думаю, что перспективы с точки зрения нормативно-правового оформления есть. Что касается логики, здесь вопрос спорный, — поделился с "Правдой.Ру" член комитета ГД по транспорту Ярослав Нилов. - У нас и так в стране (и об этом говорят все) очень дорогие билеты. Почему в Европе за 50 евро можно летать, куда хочешь? И почему у нас, например, из Калининграда до Москвы такие высокие цены на билеты? Абсолютно не понятно".

Читайте также: "Наша авиация напоминает самолет в крене"

Как отмечает господин Нилов, именно в связи с высокой стоимостью авиабилетов будет снова неверно возложить ответственность на пассажиров. "Есть другие источники. Пусть они установят какие-нибудь дополнительные сборы за продажу того же алкоголя в барах аэропортов — это как раз будет соответствовать и мере по борьбе с алкоголизацией пассажиров, и может быть дополнительным источником финансирования для реализации и развития узла, — считает член комитета ГД. — Я понимаю, что московский авиаузел перегружен, аэропорты не справляются, существует огромная потребность в расширении, но это не должно происходить за счет пассажиров. Надо все-таки искать инвесторов еще дополнительных, которые готовы вложить свои деньги в создание соответствующей инфраструктуры и параллельно, наоборот, нужно снижать стоимость билетов для того, чтобы наши граждане могли больше пользоваться услугами. Я часто летаю по стране, и вижу, что у нас летят полупустые рейсы. Получается, что те пассажиры, которые летят, они оплачивают в том числе и перелет пустых сидений".

Новость о новом сборе действительно крайне удивительна в свете масштабного мониторинга цен в России, который проводит ФАС. Так, ведомство собирается наказывать авиакомпании, завышающие цены на рейсы внутри страны. Таким образом, цены на билеты правительство собирается сделать столь же низкими, как например в США, и тем самым обеспечить рост пассажиропотока российских авиаузлов.

"Недавно звучала такая инициатива, что нужно нам сделать приемлемые доступные рейсы с невозможностью сдачи билета, как на Западе, — отмечает Ярослав Нилов. — То есть покупаешь билет, сдать его не можешь, билет стоит дешево, услуги ненужные все отменяются: питания нет, багаж, если везешь, можно оплатить дополнительно. Но все равно в сумме пассажиру получается удобнее. Если ему лететь два часа, то его не нужно кормить этой непонятной едой, а если он захочет питание, он себе сам его приобретет. Но тогда билет должен стоить не десять тысяч от города до города, а три тысячи, например, чтобы это было доступно".

Читайте также: El Al: на борту два командира и "амазонки"

Как бы то ни было, в данный момент документ о новом сборе с авиапассажиров находится на рассмотрении в правительстве, и какой вердикт будет вынесен в отношении данной инициативы, пока остается лишь догадываться.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"