Налоги на блоги, или Рекламисты поневоле

Блогеры заплатят за рекламу в постах. Или за то, что будет сочтено рекламой. С инициативой обложить налогами пользователей, в чьих записях упоминаются те или иные бренды, выступил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. По мнению депутата, такие упоминания делаются на коммерческой основе, а значит, попадают под действие налогового законодательства.

В настоящий момент правовой нормы, которая регулировала бы рекламу в блогах, в России не существует. Однако с легкой подачи Сергея Железняка она может появиться. Комитет Госдумы по информационной политике вместе с Федеральной антимонопольной службой разрабатывает законопроект, который поставит под запрет "стимулирующее упоминание" тех или иных брендов в популярных интернет-блогах, говорится на официальной сайте ФАС РФ. То есть нельзя будет писать о товарах и услугах ни хорошо, ни плохо. Под запретом окажутся рассуждения фотографов о любимой технике, молодых мам — о памперсах и детском питании, путешественников — о хороших отелях и дешевых перелетах и геймеров — о любимых онлайн-играх. Безрадостные времена, очевидно, ожидают и многочисленных любителей писать в своих блогах отзывы о просмотренных фильмах: ведь в них неизбежно упоминание названия картины. А это уже готовая реклама. Для того чтобы заниматься чем-то подобным, необходимо будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплатить соответствующий налог.

Читайте также: Слава через интернет: цинизм, пошлость, трэш

Учитывая, что в связи с недавним удвоением страховых взносов для ИП до 36 тысяч рублей в год, люди по всей России массово снимаются с учета и за последние два месяца число индивидуальных предпринимателей в РФ сократилось на 208 тысяч, предложение своевременное. Рекрутирование в ИП блогеров могло бы здорово повысить численность вымирающей в РФ популяции мелких бизнесменов.

Конкретный законодательный механизм для контроля коммерческой деятельности блогеров пока не разработан. Однако из слов Сергея Железняка, на прошлой неделе рассказавшего о проекте в рамках заседания делового клуба, можно сделать вывод, что наличие коммерческой заинтересованности у блогера, запостившего название бренда, будет усматриваться по умолчанию. Отслеживать такие случаи предполагается при помощи программно-аппаратного комплекса. После того как упоминание бренда в записи будет выявлено, доказыванием того, что автор имел корыстную заинтересованность при ее написании, займутся налоговые органы. По словам Железняка, в случае, если товарный знак будет упоминаться в негативном ключе, шанс отстоять собственную невиновность будет выше. В случае же, если бренд оценен положительно, шансы, по всей видимости, стремятся к нулю.

По оценкам депутата, ежегодно от незарегистрированной рекламы в российских блогах бюджет недополучает десятки миллионов долларов. И закон, проект которого планируется внести в Думу до конца 2013 года, призван это исправить. Сколько бюджетных средств будет потрачено на администрирование нового налога и создания технической базы для этого, не сообщается.

Определенная правда в словах Сергея Железняка имеется. То, что известные блогеры нередко оказывают услуги по платному размещению в своих записях рекламной информации, ни для кого не секрет. Имеются и официальные расценки за "предоставление рекламных площадей", и многочисленные примеры их использования. Однако подавляющее большинство упоминаний брендов в блогах коммерческого характера не носит: блоги ведут миллионы людей, которые, как правило, делают в них записи о собственной жизни. О том, что с ними происходит, о том, что их волнует, о том, что их интересует. Разумеется, в этой жизни люди на каждом шагу сталкиваются с товарными знаками, упоминания которых неизбежно возникают и в блогах. Утверждение, будто обсуждая свои жизни, люди, тем самым, отрабатывают деньги неких коммерческих организаций, напоминает законодательное закрепление теории заговора.

Если же речь идет только о деятельности наиболее популярных блогеров, то не совсем понятно, как будет вычисляться эта популярность. По количеству официальных подписчиков? По количеству ежедневных просмотров? По количеству перепостов? Да и можно ли законодательно запретить человеку совершать действия, которые разрешены другим, только за то, что он известный?

Презумпция же того, что упоминания брендов делаются за плату, предполагает фактически запрещение такого упоминания. Ведь за него могут последовать санкции. А механизмы разграничения случаев платного и бесплатного упоминания брендов не озвучены.

Читайте также: "Анатомия протеста": ФСБ уступила троллингу

Например, как это делать даже с известными блогерами, "расценки" которых на публикацию рекламы известны? В случае, если между популярным интернет-пользователем и рекламодателем заключен договор, налоги с него уплачиваются уже сегодня и без всякого дополнительного закона. По словам блогера Ильи Варламова, чьи слова приводит "Русская Служба Новостей", большинство блогеров, которые размещают у себя рекламу, платят с этого налог и никакого уклонения среди своих коллег он не встречал. В случае же, если официальный договор отсутствует, существование его в неофициальной виде, по всей вероятности, будет предполагаться по умолчанию. Однако подобные предположения могут довольно далеко завести.

К примеру, по данным "Коммерсанта", стоимость размещения информации в блоге Артемия Лебедева стоит 300 тысяч рублей. С каждых из этих 300 тысяч он должен уплачивать 13 процентов подоходного налога. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов по статье 198 УК РФ наступает в случае, если средства не были выплачены в крупном размере, который на сегодняшний день составляет 600 тысяч рублей. Таким образом, путем нехитрых вычислений, можно прийти к выводу, что Артемию Лебедеву достаточно всего один раз вывесить у себя в блоге, ну, к примеру, список подарков, сделанных ему на день рождения, чтобы в отношении него было возбуждено уголовное дело. Впрочем, подарков в этом списке должно быть не меньше пятнадцати.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"