Цены стали выше, водки стало меньше. По крайней мере, легальной. За первый месяц 2013 года производство этого напитка, по данным Росстата, в среднем по стране сократилось на 30 процентов, до 3,11 миллионов декалитров. А на некоторых отдельных заводах — на 90-98 процентов. Данных же о том, что россияне стали потреблять меньше водки, не имеется.
В РФ снизились объемы производства водки и других алкогольных напитков. Ликероводочных изделий крепостью до 25 градусов стали изготавливать на 22,8 процента меньше (порядка 137,8 тысяч декалитров), игристых вин — на 19,4 процента меньше (658,7 тысяч декалитров). Сократилось также производство коньяков на 18,8 процента до 426,9 тысяч декалитров и спиртосодержащих настоек на 8,3 процента до 246,1 тысяч декалитров, передает Коммерсантъ. Снизился за последние месяцы и объем пивного рынка. В конце 2012 года продажи упали на 2-3 процента, причиной чему стало исчезновение пива с прилавков палаток и ларьков. А вот запрет рекламы на телевидении, радио и в интернете, вопреки надеждам властей, особых результатов не принес, о чем, впрочем, заранее предупреждали эксперты.
Хорошие показатели только у самого сложного из заметных сегментов алкогольного рынка России — у сухих вин. Его производство выросло на 21,4 процента до 11,9 млн декалитров. Что, конечно, происходит не благодаря, а вопреки введению новых акцизов: винный рынок государство в последнее время активно пытается стимулировать.
Напомним, в 2012 году в РФ были серьезно увеличены акцизы на алкогольную продукцию. С 1 июля они поднялись на 18 процентов. С 1 января 2013 года акциз стал больше еще на 33 процента, таким образом теперь литр безводного спирта обходится в 400 рублей. При этом планируется их дальнейшее поэтапное, и все же стремительное увеличение. За три ближайших года планируется увеличить стоимость 1 литра спирта в крепких алкогольных напитках до 500 рублей. Поэтому в конце 2012 года аналитики отмечали резкое увеличение количества изготавливаемых алкогольных напитков: производители надеялись сделать запасы на будущее.
Читайте также: Сами налили - сами штраф возьмем?
Ожидался и предновогодний бум потребления, поскольку в 2012-м к ежегодному алкогольному ажиотажу перед зимними праздниками добавлялись еще и соображения о необходимости запастись спиртосодержащими напитками впрок. Однако сумели ли граждане купить алкоголя на будущее, осталось неизвестным: соответствующих исследований проведено не было. Теперь же запасаться уже поздно: минимальная розничная цена водки в связи с новыми акцизами теперь составляет 170 рублей за пол-литровую бутылку, из которых 80 рублей приходится на счет налога. Впрочем, если учесть, что в дальнейшем акциз продолжит расти и вскоре составит сначала 100 рублей за бутылку (в следующем году) и 120 рублей (через год), то, возможно, делать запасы пока еще целесообразно.
Особенно если учесть, что пока еще покупать водку относительно безопасно. А вот уже через год-другой, по ожиданиям экспертов, даже приобретение алкоголя известных и хорошо зарекомендовавших себя брендов не будет спасать потребителей от угрозы отравления. Ведь в связи с увеличением стоимости легальной продукции в стране растет уровень производства нелегальной. И если раньше изготовители контрафакта, как правило, предпочитали не связываться с представителями солидных брендов и по большей части гнали поддельный алкоголь "без имени", то сейчас выбора у них не остается. Неизвестная водка в непонятной бутылке с незнакомой этикеткой по 170 рублей потребителей не заинтересует. И производителям контрафакта ничего не остается, кроме как пытаться выдать свою продукцию за продукцию известных и пользующихся уважением фирм.
Читайте также: Самогон выжимают из России
Официальные производители, конечно, тоже не намерены сидеть сложа руки и молча смотреть, как полки магазинов заполняют бутылки с их этикетками снаружи и смесью технических спиртов внутри. Крупнейшие изготовители водки подпишут соглашение по борьбе с контрафактом, сообщил в понедельник представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), передают Ведомости. Его участниками станут "Русский алкоголь", "Синергия", "Кристалл", "Росспиртпром" и другие наиболее заметные участники российского алкогольного рынка. Проект соглашения производителей уже направлен на согласование в Федеральную антимонопольную службу.