На протяжении многих лет правительства стран мира различными методами воздействуют на экономические процессы. Эксперты предлагают всевозможные способы урегулирования рыночных отношений между странами. Об изменениях на макроэкономической карте мира и способах выхода из кризиса "Правде.Ру" рассказал известный общественный деятель Владимир Колесников.
— Владимир Ильич, каковы, по вашему мнению, причины сегодняшнего мирового финансово-экономического кризиса?
— Истоки нынешнего кризиса лежат в 1970-х годах, когда с отходом от Бреттон-Вудской системы, отказом американцев обменивать доллар соответственно золотому содержанию и освобождением денег от государственного контроля, мировая финансовая система начала функционировать не в интересах развития национальных экономик, роста промышленного производства и повышения уровня жизни людей, а в интересах увеличения могущества мировой финансовой олигархии и укрепления позиций стран "золотого миллиарда": государств Северной Америки, западной Европы и некоторых других стратегических партнеров Запада.
До кризиса на долю финансов реального сектора мировой экономики приходилось не более 10-12 процентов от общего оборота мировых финансовых ресурсов. Остальной денежный капитал не имел материального наполнения. Это был спекулятивный рынок, где деньги делали деньги. В конце концов, эта пирамида должна рухнуть.
— Можно ли сейчас провести аналогию с мировым кризисом 1929 года?
— Сейчас намного больше масштабы. Однако и кризис 1929 года, и нынешний были созданы искусственно. Истоки того кризиса были заложены в 1913 году, когда американский президент Вудро Вильсон и стоящая за ним финансовая олигархия создала Федеральную резервную систему США. Ее целью было сделать доллар мировой конвертируемой валютой. Как результат — в следующем году началась Первая империалистическая война, в ходе которой значительная часть золотого запаса Европы перекочевала в только что созданную ФРС.
Потом последовал экономический кризис 1920-х годов, старая политическая система рухнула, а развернувшаяся борьба за рынки новых тоталитарных режимов вызвала, в конце концов, Вторую мировую войну. Из нее США вышли уже доминирующей мировой державой. Правда, вместе с СССР.
— Но ведь и сами американцы сильно пострадали в результате кризиса 20-х годов. Официальная история США просто умалчивает о людях, умерших от голода…
— Пострадали рядовые американцы, зато система выиграла. Затем последовала "холодная война", очередной экономический кризис 1980-х годов, приведший к распаду СССР и превращению США в единственную мировую державу. Мировая финансовая олигархия просчитывает все очень точно: в странах, где начинает подниматься национальная валюта, путем некоторых манипуляций сжимается денежная масса, в результате чего реальному сектору экономики перестает хватать оборотных средств, и тогда привычный доллар вновь становится востребованным. Естественно под процент — так называемую ставку рефинансирования.
Между тем, с того момента, как в 1970-х годах американцы отказались обменивать доллар соответственно золотому содержанию ("включили" печатный станок), он вообще превратился в простую бумагу. Сейчас резервная система США делает деньги на разнице между номиналом купюры и затратой на ее производство. Допустим, себестоимость 100-долларовой купюры — 10 центов, значит, чистая прибыль от нее составит 99 долларов 90 центов. Ни наркобаронам, ни торговцам оружием и не снилась такая прибыль. 48 лет за разноцветные американские бумажки люди отдают золото, нефть, газ, лес и так далее. Вот что с нами и со всем миром делает Федеральная резервная система США.
— То есть американцы?
— На самом деле интересы финансовой олигархии интернациональны. И до рядовых американцев или россиян ей нет дела. Какая ситуация сложилась до кризиса? Сконцентрировав в своих руках рычаги финансово-экономического и общественно-политического влияния, мировая финансовая олигархия (персонифицированная в транснациональных компаниях), стала представлять собой наднациональный центр глобального управления, который повел мир по пути реализации тупиковой модели глобализации в интересах "золотого миллиарда".
Сверхпотребление базировалось на хроническом недопотреблении, обнищании большей части населения Земли. Вследствие целенаправленного воздействия со стороны неформального центра глобального управления стало происходить размывание и ограничение суверенитета независимых государств. И даже прямая агрессия против них (Ирак, Ливия, Сирия и так далее). В то же время транснациональные компании приобретали более зримые черты суверенности, ранее присущие только исторически сложившимся государствам.
Напрашивается вывод, что родившаяся в результате кризиса система могла развиваться только за счет создания новых кризисов (Ближний Восток), без них система теряла стабильность. Каждый новый кризис выводил систему на новый виток власти. В настоящее же время сделана самая высокая ставка — речь идет уже о глобальной власти над всеми странами. И догадайтесь, кто сейчас является главным препятствием для глобалистов на пути установления нового мирового порядка в интересах "золотого миллиарда"?
Читайте также: США рассматривают сценарии войны с КНР
— Россия?
— Да, наша страна. Благодаря разностороннему потенциалу и геополитическому положению Россия занимает особое место в планах архитекторов нового мироустройства. Ей отводится, с одной стороны, роль важного сырьевого и технологического придатка Запада, а с другой — роль военно-полицейской силы на территории Евразии для защиты интересов "золотого миллиарда".
Известны и замыслы американских глобалистов по раздроблению РФ. Стратегия России на формирование многополярного мира, отвечающего нашим национальным интересам и интересам человечества, идет вразрез с планами мироустройства по-американски. И чем решительнее наша страна отстаивала свои позиции на международной арене, тем больше обострялись российско-американские противоречия. Пока дело не дошло почти до полного разрыва в связи с агрессией союзника США Грузии против Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года.
После периода прозападной внешней политики Ельцина — Козырева новая энергичная позиция руководства РФ по актуальным международным проблемам встревожила сторонников однополярного мира. Исторически Запад никогда не воспринимал Россию как равного стратегического партнера, а влиятельные финансовые круги в Европе задолго до появления ФРС США старались ослабить экономические и политические позиции нашей страны.
Пример — реформы Александра II. После проигранной Крымской войны царь освободил крестьян, осознав что в условиях крепостного права о социально-экономическом развитии страны не может быть речи. Александр II развернул бюджет на реальный сектор экономики, провел Судебную реформу и подготовил конституцию. Западники- европейцы подсчитали темпы роста ВВП тогдашней России и увидели, что они начинают опережать сытую Европу. Ротшильды в целях контроля за финансами страны предложили царю создать в России свой банк с правом эмитента, но получили отказ. Тогда создается "Народная Воля", и 1 марта 1881 года царя убивают.
Другой пример — реформы премьер-министра Николая II Столыпина, благодаря которым объем ВВП настолько возрос, что если сравнить темпы экономического роста дореволюционной России с СССР, то за десять лет было построено 10 БАМов! Страна начала развиваться в тригонометрической прогрессии. Но Столыпину тоже не удалось довести свои реформы до конца, его постигла участь Александра II. А Россию ждал очередной кризис — империалистическая война, а затем — революция.
— Вы говорите о целой череде кризисов, которые завершились вполне успешно для "системы". Почему вы думаете, что на этот раз у нее ничего не получится и результаты кризиса будут другими?
— Главное было поставить диагноз. А он российским правительством поставлен — глобалистские устремления мировой финансовой олигархии и спекулятивная политика резервного фонда США. Определив причину болезни, можно переходить к ее лечению — комплексным антикризисным мерам и новой экономической политике, ориентированной на реальный сектор экономики. Антикризисные меры уже озвучивались: развитие реального сектора экономики, переход от сырьевой ориентации экономики к технологической, поддержка отечественного предпринимателя, построение социально ориентированного государства и так далее.
До кризиса доля России в мировом ВВП, по различным оценкам, составляла всего от 0,6 до 1,5, а доля стран "семерки" — 75 процентов. Продукция высоких технологий в экспорте России составляла не более 0,5 процентов, в то время как в США — свыше 40 процентов, а в Германии и Японии — не менее 30 процентов. Но чем примечательна Япония? Пять каменных островов, ни нефти, ни газа, ни леса, и в то же время — мощнейшая экономика, развитое сельское хозяйство. А у нас в России под ногами — вся таблица Менделеева, а с экономикой слабовато, и сельское хозяйство в полной разрухе.
Япония субсидирует свое сельское хозяйство на 80 процентов, Европа — на 60 процентов, США — на 40 процентов. Также должны поступать и мы. Что касается международных дел, Россия готова сотрудничать со всеми странами, но только на взаимовыгодных условиях. Мы — за инвестиции, но еще и не против кредитов. "Кредитная" банковская система России должна быть перестроена на реальный сектор экономики.
Должна быть пересмотрена и тарифная политика по всей стране. Надо разобраться, какая реальная себестоимость 1 киловатта электроэнергии, 1 барреля нефти, 1 кубометра воды. Разобраться и установить на них экономически обоснованные, а не спекулятивные цены.
Читайте также: Китай: великий прорыв или великий провал?
— Но ведь российская финансовая олигархия будет сопротивляться?
— А вы как хотите? Конечно, будут. Но время олигархов безвозвратно ушло.
— Владимир Ильич, а как мог случиться такой поворот событий? Ведь власть до самого конца правления Ельцина была у олигархов. И сам Ельцин назначил В. Путина как своего преемника, продолжателя своего курса?
— Есть объективные законы истории, сначала маятник истории качнет в одну сторону, но затем он обязательно пойдет обратно. А что касается Ельцина… Ведь и Ленин в свое время выступил против своего класса, и Александр II. У меня нет сомнений, что Ельцин любил свою страну. И он сделал ставку на того человека, который, как он считал, может вывести страну из кризиса.
— Вы считаете, сейчас у России в мире много врагов?
— Врагов внутренних у России нет, есть интересы. Иностранных противников российского курса на возрождение нашего государства тоже не хотелось бы называть внешними врагами — там тоже присутствуют свои интересы. А глобальные интересы отстаивают всеми доступными средствами, в том числе и незаконными, преступными. И примеры происходят сегодня у нас на глазах. Это Болотная, Закон Магницкого, Pussy Riot, запрещение свободного выезда в европейские страны, попытки навешивать различные ярлыки, типа отсутствие гласности, авторитаризм, зажим демократии.
— Владимир Ильич, последний вопрос: что будет, если накопленные Россией финансовые резервы закончатся раньше, чем кончится кризис? Успеем ли мы к этому времени выстроить антикризисные механизмы, которые позволят нам обойтись без накопленных золотовалютных резервов?
— Успеем. Для разработанных антикризисных мер, которые сейчас начали предприниматься, времени достаточно. Возьмите, например, обращение В. В. Путина к Парламенту страны, где им поставлены дополнительные задачи всем структурам государственной власти. Верю, мы с вами еще увидим великую Россию.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"