За прошлый месяц бензин в России подорожал в среднем всего на один процент, сообщает Росстат. Что очень неплохо: индекс потребительских цен растет примерно с той же скоростью — на 0,8 процента в месяц. Только вот скоро бензина не будет, предупреждает ФАС. Что уже гораздо хуже. К 2015 году дефицит бензина в России может вырасти почти в 70 раз.
Федеральная антимонопольная служба рассчитывает, что через два года дефицит бензина на внутреннем российском рынке достигнет 3,7 млн тонн. Для сравнения, в текущем году в России нехватка топлива отечественного производства в 69,8 раз меньше — всего 53,7 тысячи тонн. С учетом прогнозируемого уровня потребления в 32,5-33 млн тонн такая цифра вполне укладывается с статистическую погрешность. В 2014 году показатель дефицита вырастет незначительно — до 184,5 тысяч тонн, передают Известия.
В настоящий момент рынок ждет мартовского повышения цен на топливо. В первую очередь, оптовых цен. Впрочем, сам по себе факт грядущего увеличения стоимости бензина потребителей пугать не должен. В весенне-летний период спрос на топливо неизбежно возрастает в связи с началом сельскохозяйственных работ, строительного сезона и, как следствие, увеличения крупнотоннажных перевозок. А вместе со спросом растет и цена. Кроме того, ближе к середине весны стартуют ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, из-за чего количество производимого бензина сократится. Так что весеннее подорожание бензина ожидаемо и традиционно. Интерес представляет то, насколько вырастет цена.
Кроме того, дальнейшее снижение производства топлива продолжится. И произойдет это в рамках намеченного снижения объемов производства низкокачественного бензина. Напомним, в 2010 году 12 крупнейших российских нефтяных компаний заключили с государством в лице ФАС, Росстехнадзора и Росстандарта договор о постепенной модернизации нефтеперерабатывающей промышленности РФ. Программный план рассчитан на период с 2011 по 2020 гг. За это время из продажи на территории России должен исчезнуть бензин, соответствующий экологическим стандартам "Евро-2", "Евро-3" и "Евро-4". Первый уже запрещен к обороту с 1 января текущего года. "Евро-3" должен уйти с российских заправок с начала 2015 года, "Евро-4" — с начала 2016-го.
Читайте также: Россия будет закупать бензин у Белоруссии
Для сравнения, на территории Евросоюза "Евро-2" был заменен "Евро-3" еще 14 лет назад, в 1999 году. В России же он был только принят в 2005-м. Ранее неоднократно предпринимались попытки переходить к более новым европейским стандартам, однако это оказывается не так просто. В частности из-за того, что нефтеперерабатывающие заводы в России, построенные по большей части еще в Советском Союзе и предназначенные для производства топлива под нужды тогдашней техники, требуют модернизации. Модернизация же в этой отрасли нуждаются в серьезных капиталовложениях от владельцев производств. Однако в условиях недостаточной конкуренции в данном рыночном секторе в РФ владельцы не находят целесообразным делать такие вложения. Поскольку свою прибыль они получат в любом случае — соперников у них просто нет.
Кстати, по данным ФАС, российские нефтеперерабатывающие заводы в текущем году произведут около одного млн тонн запрещенного бензина "Евро-2". Он пойдет на экспорт, ведь экспортировать низкокачественный бензин законодатель не запрещал. Так или иначе, план нефтяные компании обещают выполнить. В случае же, если с техрегламентом быстро справиться не удастся, в целях предотвращения тотального дефицита топлива ФАС предлагает разработать план по закупке бензина у соседей. В частности в Белоруссии, в Казахстане и в Евросоюзе. На Белоруссию в этом вопросе возлагаются особые надежды. Однако по сей день Москве и Минску не удалось договориться об объеме поставок нефти в республику даже на текущий год.
Читайте также: Камчатка сохранит льготный проезд для топлива
Меж тем, цены на топливо в мире продолжают расти, однако с дефицитом бензина тенденция никак не связана. Скорее уж с ростом общего уровня инфляции. По данным РИА Новостей, наиболее дорогой бензин на континенте в начале 2013 года в нефтеперерабатывающей Норвегии. Второе место удерживает Италия, на третьем обосновались Нидерланды. По стоимости дизельного топлива Норвегия тоже в лидерах. А вот Италию со второй позиции подвинула Великобритания. Россия в обоих списках находится в первой тройке с конца.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"