Российское министерство культуры неожиданно предложило пересмотреть проект соглашения о едином порядке управления авторскими и смежными правами в Таможенном союзе, а то и вовсе отказаться от него. Парадокс в том, что документ был подготовлен в самом же министерстве меньше года назад. И не только подготовлен, но и согласован со смежными учреждениями.
После создания Таможенного союза перед чиновниками России, Белоруссии и Казахстана встала проблема унификации разного рода обязательных отчислений. В том числе — сборов авторского вознаграждения за использование произведений искусства. Во всех трех странах действуют не только разные нормы, но и разные правила, регулирующие подобные сборы. Первые шаги в упорядочении этих процессов были сделаны еще в конце 2010 года, когда правительства трех стран подписали Соглашение по интеллектуальной собственности. Однако этот документ устанавливает лишь общие принципы, требующие детализации. И в прошлом году разработать документ, определяющий, в частности, единый порядок управления авторскими и смежными правами в ТС, вызвался российский Минкультуры.
Предполагалось, что готовый документ будет подписан участниками союза еще до конца 2012 года. В ведомстве постарались и еще до октября успели не только разработать проект соглашения, но и согласовать его с коллегами. Черновик документа прошел утверждение в Минобрнауки, Минэкономразвития, в Роспатенте и ФАС России.
Гром грянул, когда проект вернулся из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с ее поправками и дополнениями. Причем в роли громовержца выступил ни кто иной, как общеизвестный борец за авторские права, кинорежиссер Никита Михалков. Маститого творца так возмутил целый ряд положений, внесенных ЕЭК и другими ведомствами, что в октябре он написал обширное письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой "не допустить ущемления законных интересов и прав российских правообладателей". Справедливости ради стоит упомянуть, что предложенные поправки обеспокоили не только Никиту Михалкова, занимающего, кстати, пост президента Российского союза правообладателей (РСП), но и его коллег из Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Читайте также: Вся правда об окупаемости нашего кино
Именно эти некоммерческие организации уполномочены собирать авторские отчисления с тех, кто извлекает выгоду от использования творческих продуктов в России. Кроме того, свои сомнения по поводу предложенной редакции высказали представители самих плательщиков подобных сборов. В частности, свои сомнения высказал президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев. По его мнению, зафиксированное в проекте предложение взимать с вещателей от одного до четырех процентов (в зависимости от способа вещания — эфирного или кабельного) с общего дохода телеканалов в пользу авторов — это перебор. НАТ предлагает ограничиться одним процентом от рекламных поступлений, считая это вполне достаточным вознаграждением.
Вещателей понять вполне можно: в конце концов, телевидение — удовольствие не из дешевых, хоть в производстве, хоть в трансляции. Но что же так возмутило организации, аккредитованные государством для сбора авторских отчислений? Как выясняется, основных претензий две. Во-первых, ЕЭК предложила отменить обязательную государственную аккредитацию, что, безусловно, повлечет за собой конкуренцию для трех существующих ныне монополистов. Во-вторых, свои поправки внесла и федеральная антимонопольная служба, предложив позволить этим некоммерческим организациям направлять на собственные нужды не более четверти от собранных средств.
Чтобы было понятно, о чем идет речь: цена вопроса составляет около трех с половиной миллиардов рублей. Именно такую сумму, по данным Forbes, удалось собрать трем уполномоченным организациям в 2011 году. При этом, как утверждает "Эксперт", "РАО и ВОИС направляют от 20 до 35 процентов сборов на собственные издержки, РСП 15 процентов сборов направляет на собственные расходы и до 20 процентов — в благотворительные и социальные фонды". По другим данным, организация Никиты Михалкова тратит на все про все до 60 процентов общих сборов. Не слишком ли много?
Сам Никита Сергеевич утверждает, что Российский союз правообладателей направляет значительные средства на "социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели". Однако даже если опустить тот факт, что об активной благотворительной деятельности РСП практически ничего неизвестно, остается вопрос: а не проще ли авторам самим решать, сколько своих денег и на какие благотворительные программы тратить? Было бы еще понятно, если бы суммы, которые некоммерческие организации имеют право тратить на себя и сторонние цели, были закреплены в договорах между авторами и сборщиками.
Однако тут мы подходим к самому интересному: сегодня РАО, РСП и ВОИС не нуждаются ни в каких доверенностях от авторов, чтобы собирать за них отчисления. Если проект Соглашения о едином порядке управления авторскими и смежными правами будет принят с поправками, внесенными в вариант Минкульта другими ведомствами, этой практике придет конец. Сборщикам отчислений придется в обязательном порядке заключать контракты с авторами — представляете, что тут начнется?
Возымело ли свое действие письмо Михалкова Шувалову или сработало общее лобби сборщиков отчислений — но Соглашение о едином порядке управления авторскими и смежными правами так и не было принято и подписано странами Таможенного союза. А теперь Министерство культуры и вовсе полагает его излишним. Между тем, эксперты указывают, что сохранение статуса кво напрямую ведет к конфликту между Россией и Всемирной торговой ассоциацией, куда мы только-только вступили.
Читайте также: Европа защищает "пиратов" от США
Как рассказал "Известиям" эксперт-омбудсмен по защите предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, российская практика, при которой защитники авторских прав выступают от имени иностранных правообладателей, не имея от них поручений или договора, противоречит правилам ВТО.
Поэтому при вступлении в ВТО Россия обязалась прекратить бездоговорное управление авторскими правами с 1 января 2013 года. Но Минкультуры, судя по всему, намерено оставить все как есть, совершенно не опасаясь санкций со стороны международной организации — и ради этого даже готово отказаться от собственной идеи унификации сбора отчислений в рамках ТС. Странная позиция для государственного ведомства.