С момента вступления РФ в состав Всемирной торговой организации (ВТО) прошло около полугода. Уже в первые месяцы пребывания страны в ВТО российский рынок ощутил серьезное давление импорта. Пришло время подвести первые итоги. Бизнесмен и политик Константин Бабкин в интервью "Правде.Ру" рассказал о влиянии ВТО на экономику РФ и поделился прогнозами.
— Константин Анатольевич, на днях вы заявили, что сбываются худшие предсказания об ущербе, который понесет экономика России в результате вступления ВТО. Не рано ли подводить итоги, ведь Россия стала членом ВТО лишь полгода назад, и отечественные производители еще не успели осознать масштабы возрастающей конкуренции и подстроиться под новые стандарты?
— Мы действительно еще не ощутили самые худшие итоги. Но, в принципе, предсказания полностью сбываются. Это мы будем долго ощущать. Может быть, не наступит какого-то катастрофического момента, но самый важный минус вступления в ВТО — это то, что Россия берет дегенеративный экономический курс, который ведет к удушению производства и лишает нас перспектив. Уже сейчас можно отметить, что ни одного производства, ни одного инвестиционного проекта за последние полгода не появилось. Наоборот, были сокращены несколько инвестиционных проектов и в сельском хозяйстве, и в машиностроении.
— Наиболее ярким примером отрицательных последствий вступления в ВТО принято считать опыт свиноводов, пострадавших в результате увеличения импорта. Как это связано с правилами ВТО? Почему именно по свиноводству пришелся первый удар?
— Отрасль свиноводства действительно наиболее показательна. Именно в этом сегменте произошло самое серьезное падение ввозных пошлин — в восемь раз. И мы видим, что были остановлены все инвестиционные проекты. Старые или новые, они были вообще ликвидированы. В целом свиноводство — это 3 процента от того, что мы потеряли.
— Можно ли считать, что потери российских молочников велики именно из-за правил ВТО? Ведь главными конкурентами нашей молочной отрасли всегда были белорусские производители, а для них экспорт в Россию и так упрощен благодаря Таможенному союзу.
— Белорусы действительно являются главными нашими конкурентами. Но на российский рынок стало поступать европейское порошковое молоко. А у нас нет действующего адекватного стандарта на название "молоко". Таким образом, то, что дала корова можно называть молоком и белую жидкость, произведенную из сои в виде разбавленного порошка, тоже можно называть молоком. По условиям, на которых Россия вступила в ВТО, мы не имеем права говорить потребителю, какое молоко от коровы, а какое произведено из сои. Другие страны могут, а России это запрещено. Поэтому по молочной отрасли тоже пришелся сильный удар.
Читайте также: Правила ВТО: читать - не перечитать
— Вы могли бы обозначить те правила торговой организации, которые, на ваш взгляд, были упущены из виду при принятии решения о вступлении России в ВТО и стали причиной ухудшения динамики и экономических показателей?
— Когда решался вопрос о ВТО, многие указывали на то, что условия вступления России "неадекватные", что в ВТО ставят российских и западных производителей в неравные условия. Однако министры пообещали, что нормы ВТО, притесняющие производителей РФ, мы будем обходить. Вот они сейчас пытаются нивелировать, уменьшить негативный ущерб от вступления. Ввели утилизационный сбор на автомобили, какие-то санитарные ограничения ставят, на ввоз свинины в том числе… Надо пересматривать нормы ВТО, либо критически взглянуть на них и обходить те обязательства, которые на нас пытаются наложить.
— Одной из положительных сторон вступления нашей страны в ВТО называют повышение конкурентоспособности, которая должна помочь выдворить с российского рынка неэффективных производителей, снизить цену, улучшить качество. Можно ли ожидать, что эти пророчества сбудутся?
— Если задушить собственное производство и вытеснить наших производителей с рынка, то это получится. Другое дело, что их сделали неэффективными не русские люди, которые там работают, а правительство сделало нашу промышленность неэффективной, поставив 20 лет назад в губительные условия. Поэтому если мы хотим стимулировать наших производителей, то надо создавать равные условия конкуренции, не губить их, не душить, а поддерживать. Если в Америке, в Европе даются субсидии в размере 500 евро на гектар сельскохозяйственных угодий, а у нас 5 евро, значит, надо либо защищаться от европейцев, либо создавать аналогичные субсидии.
— Если судить по опыту других стран СНГ, как вы считаете, выиграла ли какая-то страна от вступления в ВТО: Киргизия, Грузия, Армения, Молдавия, Украина? Или же для этих стран тоже ВТО стало своеобразной мышеловкой?
— Все эти страны ликвидировали свою промышленность. Во многих из них, в том числе в Киргизии, на Украине, она была достаточно развитая. Молдавия производила тракторы в больших количествах. Но после вступления или в процессе вступления в ВТО это все было ликвидировано. Мы уже не слышим про тракторы молдавские.
— Сейчас обсуждается возможность вступления в организацию Казахстана и Белоруссии. Как вы считаете, есть ли необходимость вступать в ВТО соседям России по Таможенному союзу?
— Не вижу никакого смысла. Наоборот, Россия скоро будет выходить из этой организации и будет больше внимания уделять интеграции в рамках ЕврАзЭс, в рамках бывшего СНГ, в рамках бывшего СССР. Поэтому вот здесь надо реально работать, а ВТО — это все фикция и путь в никуда.
— По вашему мнению, какие отрасли российской промышленности страдают наиболее всего?
— Чем больше отрасль связана с более высоким переделом, чем дальше от сырья, тем она больше страдает. Особенно страдает машиностроение, электроника, станкостроение. Чем "тупее" отрасль — просверлил дырку в земле, добыл, высосал нефть — это без проблем. Потому нефтегазовая отрасль, например, страдает меньше других.
Читайте также: Российские аграрии уже плачут от ВТО
— По каким причинам в рамках ВТО перестанут получать поддержку российские деятели агропромкомплекса? Какими правилами это предусмотрено? Ведь известно, что страны ЕС и США оказывают активную финансовую поддержку своим фермерам, являясь при этом членами ВТО.
— По каким причинам? Потому что согласно договоренности Америке в сотни раз больше разрешена поддержка фермеров, чем России. Россия может поддерживать свое сельское хозяйство меньше, чем Швейцария. То есть, нет одинаковых и нет равных правил членства в ВТО. На Россию нагромоздили кучу дискриминационных условий: мы не можем защищать рынок, не можем поддерживать сельское хозяйство, не можем какими-то санитарными методами защищать свой рынок. А нашим зарубежным коллегам это все можно.
— Будет ли пересмотр условий членства России в ВТО? Согласится ли мировое сообщество на это, учитывая с каким трудом было принято решение о вхождении России в ВТО? И вообще, на ваш взгляд, есть ли России куда отступать?
— России куда отступать? Я бы назвал это не отступлением. Наоборот, Россия придет в разум, станет заботиться о своем развитии и о создании рабочих мест, развитии своей промышленности. Если это случится, то мировое сообщество или наши зарубежные партнеры спокойно, доброжелательно и даже с энтузиазмом примут этот факт. Если Россия станет развиваться, то это всем будет выгодно в долгосрочной перспективе, потому что это означает долгосрочное, нормальное развитие для всего мира. А условия членства в ВТО должны быть пересмотрены и будут. Другого пути нет.