Казанский проект кольцевой железной дороги, по-видимому, реализован не будет. Транспортная проблема в столице Татарстана давно требовала решения. Процесс было ускорил приближающийся ЧМ-2018, угрожающий значительным увеличением пассажиропотока. Проблемой озаботились на федеральном уровне, но на помощь местные власти отреагировали весьма пассивно.
По крайней мере, в докладе вице-премьера Аркадия Дворковича, на который ссылается газета "Известия", указано, что именно в связи с отсутствием инициативы со стороны татарстанских властей проект строительства железной дороги в Казани не был поддержан Министерством транспорта РФ. Дело в том, что Кабмин Татарстана и администрация города Казани должны были предоставить ведомству сведения о пропускной способности проекта еще к 21 января 2013 года. Однако никаких данных не поступило.
Но главная проблема кроется все же в другом. До сих пор непонятно, кто будет оплачивать возведение кольцевой дороги в Казани. А указать на кошелек спонсора как раз должны были городские и региональные власти Татарстана, ибо спортивное мероприятие — это дело похвальное, прибыльное, гости чемпионата существенно обогатят города, на стадионах которых будут состязаться футболисты, однако чемпионат закончится, а железная дорога останется. Разумеется, ждать такого подарка, как транспортная развязка ценой 12 миллиардов долларов, от федерального центра не приходится. Очевидно также, что сам регион такую сумму тоже не потянет, поэтому государственная поддержка в строительстве все же нужна, необходимо лишь определиться с ее размером.
Следует пояснить, что из себя представляет проект кольцевой железной дороги в Казани. Как было запланировано, движение будет охватывать весь пригород. Сегодня вокруг города проходят железнодорожные пути, однако по ним следуют лишь грузовые поезда, соответственно инфраструктура, необходимая для осуществления пассажирских перевозок, отсутствует. Как рассказал директор по стратегическому развитию Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта Александр Морозов, для того чтобы приспособить железную дорогу для использования в качестве общественного транспорта, необходимо скорректировать траекторию маршрута и построить новые платформы.
Кстати, просчитать объем предстоящего в 2018 году пассажиропотока довольно просто. Как рассказали эксперты "Известиям", оргкомитет "Россия-2018" ожидает в 2018 году приток из-за границы 1 миллиона болельщиков, чтобы сложилась полная картина, надо лишь знать расположение и вместимость стадионов, которые будут принимать матчи, и знать схему проведения футбольных матчей. Однако власти Татарстана, как замечено в докладе вице-премьера, подсчетами себя не утруждать не спешили. Из-за отсутствия источника финансирования в том числе "завис" и проект скоростной дороги Казань — Нижний Новгород.
Читайте также: Фанзоны ЧМ-2018 окупятся сувенирами
В РЖД также разводят руками, мол, о чем говорить, если сам регион, по всей видимости, в совершенствовании своей инфраструктуры не заинтересован. В то же время по информации издания "БИЗНЕС Online", министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин совсем недавно говорил о том, что первый этап запуска кольцевой железнодорожной линии в Казани может быть осуществлен уже в 2013 году. И для первого этапа городу понадобится 760 миллионов рублей. Радиус кольцевой дороги, по словам министра, составит 48 километров, необходимо возвести 16 платформ.
Напомним, что, помимо Казани, ЧМ-2018 будут принимать 10 населенных пунктов: Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саранск, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Волгоград и Сочи. Стадионы всех заявленных городов должны быть готовы к 2017 году, и следит за их соответствием требованиям ФИФА специальная организация "Арена-2018".
По развитию же транспортного сообщения главным назначено Министерство транспорта. Именно Минтранс в октябре прошлого года предложил построить скоростные трассы Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, а также Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Краснодар — Адлер. Изначально Минтранс предлагал возвести еще одну скоростную железную дорогу, Москва — Ярославль, но в последствии этот проект перестал быть актуальным, ведь Ярославль не попал в список принимающих чемпионат городов. Теперь на грани срыва оказался и еще один проект…
Читайте также: Евро-2012: спорт в объятиях политики
А ведь план подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году рассчитывается утвердить уже в апреле, как сообщил на днях министр спорта РФ Виталий Мутко. Впрочем, теперь можно предположить, что сроки будут сдвинуты, ибо по словам того же Мутко, из всех 1050 инвестиционных мероприятий процентов 70 не имеют прямого отношения к спорту, а значит речь идет об аэропортах, гостиницах и как раз о дорожных узлах.