Из 4 миллиардов тонн продовольствия около 1,3 миллиардов тонн теряется или выбрасывается за ненадобностью. Если учесть, что на планете голодает каждый седьмой человек (по данным FAO), то подобное отношение к еде является крайне расточительным с экономической точки зрения. Кроме того, это наносит вред окружающей среде, поскольку на производство продовольствия затрачивается ежегодно примерно 550 миллиардов кубометров воды. А тем временем, перед человечеством стоит угроза дефицита этого животворного ресурса.
Большей частью продовольствие списывается еще до того, как попадает непосредственно к потребителю. Поэтому призыв сократить продовольственные потери в первую очередь касается крупных компаний, занимающихся производством продуктов питания, а также ритейлеров, на прилавках магазинов которых в огромных количествах гниют и пропадают скоропортящиеся товары.
Читайте также: ООН: Мир переживает кризис эволюции
Насколько актуальна данная проблема сегодня для стран мира и для России в частности "Правде.Ру" рассказал сопредседатель Международной экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк: "Действительно проблема есть, и проблема очень серьезная. Может быть, пока мы ее не очень сильно замечаем в России, но она будет приобретать все больше важности в обозримом будущем из-за того, что меняется глобальная ситуация. Ведь сейчас происходит серьезное изменение климата, а одним из последствий изменения климата является уменьшение продовольственных ресурсов. Меньше будут становиться урожаи (в России это уже происходит), то есть производство различных пищевых ресурсов будет снижаться и это очень серьезная проблема. Сюда добавляется, конечно, значительный рост населения на Земле. Людей становится больше, требуется больше продовольствия, а мы чем дальше, тем меньше сможем его производить", — отмечает эксперт.
А тем временем, по словам гендиректора FAO Жозе Грациану да Силвы, в промышленных регионах производители и розничные сети выбрасывают продукты, пригодные для еды, и объема списанных продуктов вполне хватило бы, чтобы прокормить 870 миллионов человек, которые в настоящее время испытывают хронический голод во всем мире. 95 процентов продовольствия в развивающихся странах тратится по причиненеэффективного управления и отстающей инфраструктуры. В развитых странах мира главный "враг" продуктов питания — стандарт качества. При реализации продовольствия производители и ритейлеры во главу угла ставят внешний вид продуктов, ведь, грубо говоря, помятое яблоко продать гораздо сложнее, чем глянцевое и румяное.
Согласно статистике, которую приводит издание "Ведомости" со ссылкой на FAO, пищевые отходы в странах Европы и Северной Америки составляют от 95 до 115 килограммов на человека в год. В Великобритании же до прилавков магазинов не доходят около 30 процентов урожая, и большей частью продукты страдают из-за несоответствующей маркетинговым стандартам формы. А если вспомнить порции, которые подаются в ресторанах Европейских стран, то и здесь очевиден перерасход продовольствия. Ведь по данным некоммерческой организации Natural Resources Defense Council, средний размер порции в британском ресторане превышает потребности посетителя. Со столов ресторанов на отходы отправляется примерно 17 процентов еды."Голод и продовольственный дефицит, может быть, не такая заметная проблема сегодня, по крайней мере в нашей стране, но если мы посмотрим на наиболее бедные районы Африки, то там будет другая совершенно ситуация, там уже проблемы намного серьезнее, — подчеркивает Владимир Спивяк. — В любом случае, нас эта проблема тоже коснется, и ее значимость будет расти. Здесь ООН пытается сыграть на опережение и пытается смягчить последствия грядущей проблемной ситуации. Думать о решении проблемы надо уже сегодня. Ее можно пытаться отсрочить на какое-то время, и чем успешнее будем действовать, тем больше отсрочим. Но в конечном итоге проблема голода нас достанет и надо будет предпринимать очень серьезные шаги. Я думаю, что все это будет происходить в нынешнем веке, возможно, даже в первой половине".
Читайте также: Праздник шопоголиков подходит к концу
Людям, которых волнует будущее планеты, важно знать, что и от них многое зависит. Ведь, как отмечают FAO и UNEP, большинство потребителей имеют привычку покупать чрезмерное количество продуктов питания, после чего треть покупок попадает в мусорное ведро. Поэтому представители ООН советуют перед походом в магазин составлять списки покупок, избегать неожиданных приобретений и игнорировать рекламу, побуждающую приобрести больше еды. Можно также просить в ресторане порции поменьше и покупать фрукты и овощи необычной формы, поскольку именно такой товар остается на прилавках последним и попадает под списание. Более того, организаторы кампании призывают не обращать внимание на срок годности продуктов, указанный на упаковках, поскольку на деле оказывается, что мало кто из производителей всерьез высчитывает срок хранения продукта, и даты ставит лишь на свой взгляд. Чаще всего, отмечают представители ООН, срок хранения продуктов значительно превышает маркировку на упаковке.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"