Российский шельф – не для частной добычи

На этой неделе, наконец, завершилась тянувшаяся без малого год интрига, связанная с допуском частных компаний к добыче углеводородов на российском шельфе. Преодолевая сопротивление Министерства природных ресурсов и экологии, Газпром и Роснефть сумели доказать, что обойдутся без помощи частников при разработке большей части перспективных участков.

Мировая экономика — плохо ли это, хорошо ли — зиждется на углеводородных энергоносителях, добытых из традиционных месторождений. Все прочие варианты остаются либо полуфантастическими прожектами — вроде альтернативной энергетики, либо при ближайшем рассмотрении оказываются не столь хороши и комфортны — вроде пресловутого сланцевого газа. Проблема в том, что известных человечеству мест залегания концентрированных (а не "упакованных" в сланцевые породы) нефти и газа на суше становится все меньше, а их КПД — все ниже.

Еще совсем недавно были очень популярны дискуссии о том, как долго люди еще смогут пользоваться такими энергоносителями — пятьдесят лет или семьдесят? Как оказалось, намного дольше: огромные запасы столь необходимого цивилизации сырья обнаружились под водной гладью — на морском шельфе. И осваивать шельфовые месторождения люди начали давно: первые буровые платформы появились больше ста лет назад — и, к слову, произошло это в Российской империи, на Каспийском море. Однако до поры до времени такой способ добычи оставался более-менее экзотикой: дорого, хлопотно и чревато всякими неприятными последствиями. Но теперь ситуация заметно изменилась.

Накопленный опыт привел к появлению новых, более выгодных технологий, а стоимость бочки нефти или кубометра газа упорно лезет вверх, несмотря на периодические предсказания аналитиков в духе "еще немного, еще чуть-чуть". Потому шельфовые месторождения нефти и газа вызывают все больший интерес у добытчиков. Лидирует здесь Норвегия, недалеко отстали от нее компании Великобритании и США, в последнее время активизировались в направлении разработки шельфа Средиземного моря Израиль и Кипр. Россия, по предварительным оценкам, лидирует в потенциальных углеводородных запасах и на морском шельфе. Благо, морей у нас достаточно, и многие из них хранят в своих глубинах приличные месторождения. Только их разработка идет не столь активно.

Отчасти такое положение связано с принятым еще в 2008 г. ограничением, когда было решено допускать до работ на шельфе только компании, имеющие не менее пятилетнего опыта такой добычи и то при условии, что они принадлежат государству не менее чем наполовину. Фактически, этим условиям соответствуют только Газпром и Роснефть. Между тем, двум крупнейшим госмонополиям не было большого смысла вкладывать огромные средства в разработку сложных шельфовых месторождений, пока есть возможность выдаивать досуха месторождения на суше. В частности, ИА "Финмаркет", приводит такие данные: Роснефть располагает запасами минимум на 43 года, максимум -на 91 год, Газпром — на 45 лет. Разведка же на гигантских площадях разорительна даже для таких монстров (средний размер участка в России, по данным того же "Финмаркета" составляет 42 000 кв. км против 1800 в Канаде, 300 в Норвегии или 22 кв. км в США).

Читайте также: Газогидраты спасут импортеров от холода

Темпы же точечной разведки полезных ископаемых, которую, по мере сил, производили государственные добывающие компании, совершенно не устраивали Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Оттого Минприроды не торопилось выдавать лицензии на перспективные участки, на которые претендовали Газпром и Роснефть. А с 2010 г. в министерстве и вовсе заговорили о возможности допуска частных, в том числе — и иностранных компаний к разработке шельфовых месторождений — естественно, в партнерстве с госкомпаниями. К весне 2012 смутные намерения кристаллизовались в определенную политическую позицию высших чиновников страны и поручение соответствующим ведомствам подготовить необходимые поправки в законодательство.

 

Минприроды такие поправки подготовило — и, хотя ни Газпром, ни Роснефть не были согласны с ними в полном объеме, представило их на прошедшем 15 января закрытом совещании правительства в Новом Уренгое. Мотивируя свою позицию тем, что, цитирует "Газета.ru", "если ситуация не изменится, освоение шельфа займет около 150 лет", чиновники выдвинули целый ряд революционных предложений. Например, согласно этим новациям, частники могли бы получать лицензии на геологоразведку без конкурса. Правда, в случае открытия крупного месторождения госкомпании могли бы претендовать на опцион для участия в проекте в размере до 50 процентов плюс одна акция. Зато лицензии на участки, выданные госкомпаниям, по мысли Минприроды, подлежали бы возврату в государственный фонд и последующей передаче тем же частным компаниям — в случае, если их прежние держатели не начали освоение месторождений в четко определенные сроки. Однако против этого варианта, пусть и не очень единым фронтом, но довольно слаженно выступили глава Газпрома Алексей Миллер и президент Роснефти Игорь Сечин.

Главы госкорпораций и прежде активно возражали против допуска частников к шельфу. На прошедшем же совещании, видимо, произошло некоторое сближение позиций добывающих компаний и Минприроды. В частности, Игорь Сечин признал необходимость активизации разработки шельфовых месторождений, хотя бы и с привлечением частных компаний. При этом он, правда, оговорился: "Мы в ближайшие 10 лет только для геологического изучения в рамках наших лицензионных обязательств истратим порядка 1,2 трлн руб. Кто еще может пойти на такие затраты?", цитирует РБК.

А вот позиция Алексея Миллера осталась прежней. Вновь заявив, что его компания не видит смысла в привлечении частных компаний даже к разведке шельфовых месторождений, он, по сообщению газеты "КоммерсантЪ", раскритиковал и наиболее революционную идею чиновников: "Газпром "не собирается сдавать малоинтересные участки шельфа" и "эту работу никому не отдаст", так как "все свои проекты может реализовать самостоятельно". Возможно, некоторая разница в подходах объясняется тем, что газовики находятся в несколько лучшем положении. По крайней мере, стоимость освоения газовых месторождений, по словам экспертов, в два раза ниже, чем нефтяных. Так или иначе, на правительственном совещании был найден некий компромисс.

Читайте также: "Шапки" буровых платформ станут русскими

Частникам дадут доступ к участию в разведке и разработке шельфовых месторождений. Госкорпорации получат чаемые ими лицензии (на 12 участков — у Роснефти и на 17 — у Газпрома). Но, с учетом уже имеющихся у них лицензий получается, что госкорпорации обладают правом на разработку 80 процентов площадей нефтегазоносных месторождений на российском шельфе. За ними остался и наиболее перспективный арктический шельф.

Такое соломоново решение больше похоже на ритуальное соблюдение требований либерализации экономики, исходящих от наших западных партнеров, чем на собственно либерализацию. Возможно, оно и к лучшему. Так, за рамками темы остался ответ на вопрос — а зачем, собственно, России активизировать добычу углеводородов? Нас и так все, кому не лень, корят тем, что страна сидит на сырьевой игле. Более того: если говорить о газе, то разработка уже разведанных крупнейших месторождений тормозится не только отсутствием гигантских средств, потребных для запуска, не только налоговой неурегулированностью, но и отсутствием в видимой перспективе потенциальных потребителей.

Эти соображения верны для ни шатко, ни валко идущей разработки Ковыктинского месторождения, немалую роль они играют и при постоянных переносах запуска Штокмановского месторождения. Плодить добытчиков ради усиления конкуренции между ними и снижения конечной цены продукта? В этом будет немалый смысл, когда российская экономика пройдет успешную диверсификацию. А до той поры — к чему огород-то городить?

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"