Презумпции невиновности у держателей российских банковских карт снова не появится. Ее должны были ввести с 1 января 2013 года, но банки оказались "не готовы". Их лобби отсрочило принятие закона. Теперь еще минимум два года россиянам, чтобы вернуть украденные с их счетов деньги, придется самостоятельно доказывать, что они к этой краже непричастны.
В целом, уровень мошенничества по пластиковым картам в России невысок: менее 1 процента, сообщает Newsru. com. "Коммерсантъ", впрочем, приводит другие данные: 22,96 процента проголосовавших на сайте издания указали, что сталкивались с кражей денежных средств с банковских карт. 12,46 процента дали положительный ответ на аналогичный вопрос на сайте Finam. ru. Впрочем, статистические показатели среди пользователей интернета, как правило, несколько отличаются от общероссийских. Особенно в IT-сфере и смежных с ней.
Читайте также: Банки обяжут узнавать IP и мейлы клиентов
В данном случае следует учесть тот факт, что мошеннические действия в отношении владельцев банковских карт особенно распространены именно при использовании последних для оплаты услуг через интернет. Меж тем, по данным Банка России, 93 процента банковских карт в России применяются лишь для снятия наличных. Активные пользователи интернета, как правило, производят с помощью своих карт более разнообразные операции. И все же даже среди них процент пострадавших от рук мошенников невысок.
Однако для тех, кто столкнулся с кражей денежных средств с карты, никаких гарантий законодатель не предусмотрел. Им приходится самим улаживать свои проблемы с банками. В частности, доказывать, что они непричастны к краже собственных денег. В западных странах, где уровень мошенничества по картам выше на несколько порядков, положение держателей намного лучше. Ведь на них, как правило, распространяется и презумпция невиновности, и принцип нулевой ответственности. В соответствии с последним, банк обязан вернуть клиенту всю сумму, украденную с его карты.
Законодательные механизмы для этого давно разработаны. В большинстве европейских стран, например, принцип нулевой ответственности дополнен франшизой: при наличии вины клиента в том, что деньги с его карты были сняты третьими лицами, с него самого взимается штраф в пределах 150 евро. Это происходит, например, в случае, если клиент потерял карту или не обеспечил сохранность ПИН-кода (записал его на бумаге и хранил вместе с картой, сообщил его посторонним и так далее). В России введение принципа нулевой ответственности дополнять франшизой не планировалось.
Отличалось от западного и регулирование сроков, в которые банк обязан вернуть клиенту украденные средства. В США и ряде других стран, например, кредитная организация перечисляет деньги в пределах определенной суммы сразу же после обращения, а сверх нее — после расследования. В РФ также предлагалось обязать банки возвращать суммы до 3 тысяч рублей немедленно (сумма эта для кредитных организаций незначительна — зачастую расследование обходится дороже), однако эта поправка не прошла.
В России скорость реакции банков оставлена на их усмотрение: те сами прописывают срок в договорах с клиентами. В законе лишь сказано, что банк обязан дать ответ клиенту в течение 30 дней с момента обращения, если деньги списаны на территории РФ, и в течение 60 дней — при трансграничной операции. Однако понятие "ответ" вовсе не тождественно понятию "перечисление средств". Теоретически банк может ограничиться направлением клиенту официального письма с сообщением, что над его проблемой работают.
И все же крупные банки сделали все возможное, чтобы отсрочить принятие неудобных для них положений. Что им в итоге и удалось, несмотря на то, что до последнего момента Минфин и ЦБ оставались непреклонными. Еще в конце ноября 2012 года в рамках круглого стола "Нулевая ответственность" в контексте закона "О национальной платежной системе" директор департамента регулирования расчетов Банка России Роман Прохоров делал категорические заявления о том, что никаких послаблений банкам не будет и закон вступит в силу с 1 января 2013 года.
Читайте также: Почему нас пугает безнал?
Времени подготовиться у финансово-кредитных организаций было достаточно: о готовящихся изменениях было объявлено еще полтора года назад. Однако банкам все же удалось доказать, что введение новых положений для них сейчас невозможно. С инициативой отсрочить на два года вступление в силу дискуссионной нормы выступил один из самых успешных думских лоббистов — депутат Владислав Резник. Он привел в пример ситуацию в ВТБ 24, у которого имеются полные и аккуратные данные лишь на 20 процентов своих "зарплатных" клиентов, а это значит, что неизвестными для банка являются миллионы собственных клиентов.
Теперь введение нормы о презумпции невиновности держателей карт и их нулевой ответственности вообще оказалось под вопросом, отмечают специалисты. Ведь раз банкам удалось отсрочить то, что еще несколько недель назад казалось неизбежным, возможно, им удастся и полностью отменить неудобный закон. Ведь всякая неотвратимость — лишь видимость.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"