По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько десятилетий могут начаться региональные конфликты из-за нехватки воды. Одним из угрожаемых регионов аналитики называют Центральную Азию, где расположились бывшие советские республики. Между тем, именно скорейшее создание общей энергосистемы в рамках ЕврАзЭС способно предотвратить возможные конфликты.
В начале декабря Национальный совет по разведке США выпустил очередной прогнозный доклад "Глобальные тенденции до 2030 года: альтернативные миры". Среди всевозможных вызовов и угроз международному спокойствию, изложенных на почти полутора сотнях страниц, немалое место занимают потенциальные конфликты, связанные с нехваткой питьевой воды. Аналитики утверждают, что к 2030 году рост численности населения и повышение качества жизни вызовут рост спроса на продукты питания, водные ресурсы и энергию ориентировочно на 35, 40 и 50 процентов соответственно. Нетрудно догадаться, что если дефицит продуктов питания и энергии еще можно покрыть за счет внедрения новых технологий, то пресная вода — ресурс ограниченный. Более того, климатические процессы последних лет позволяют предположить, что разница между влажными и засушливыми регионами будет обостряться.
Читайте также: Единая валюта ЕврАзЭС не за горами
В связи с этим аналитики предрекли обострение водных конфликтов в ряде регионов мира: "Главный пояс напряженности в сфере водных ресурсов в мире проходит от северной Африки через Ближний Восток, Центральную и Южную Азию до северного Китая", — заявили они. Непосредственно в этой зоне находится целый ряд граничащих с Россией государств, ранее входивших в состав СССР: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Пока они находились в составе одного государства, конфликты были купированы централизованным планированием, позволявшим хоть как-то сбалансировать скудные водные ресурсы с интересами отдельных регионов. Но с обретением независимости эти страны столкнулись с возрождением древней проблемы.
Следует заметить, что американские аналитики особого открытия не совершили: дефицит воды в указанном ими "поясе напряженности" ощущался всегда. В регионе Центральной Азии эта проблема особенно обострилась с середины XIX в., когда власти Российской империи начали проводить политику перевода местных кочевых племен, занимавшихся в основном скотоводством, к оседлой жизни. Это вызвало рост земледелия, а поскольку в этом регионе оно основано на орошении при помощи системы каналов, отведенных от двух крупнейших рек региона — Амударьи и Сырдарьи, и их притоков, то его рост вызвал дополнительные расходы больших объемов воды. Есть и другая проблема. Основа основ современной жизни — энергия. И так сложилось, что расположившиеся в низовьях рек Казахстан и Узбекистан имеют собственные значительные запасы углеводородов и заинтересованы в больших объемах воды для своей промышленности и сельского хозяйства. Но для лишенных собственных энергоносителей Таджикистана и Кыргызстана, расположившихся выше по течению, единственный способ избежать энергодефицита — это построить мощные электростанции. Понятно, что в таком случае возникает не только проблема роста дефицита воды для стран, которые находятся в низовьях бассейна рек, но и непосредственная угроза техногенных катастроф в случае природных катаклизмов. Потенциальные места для строительства крупных электростанций и в Таджикистане, и в Киргизии располагаются в сейсмоопасных зонах. В случае крупного землетрясения разрушение их плотин угрожает смыть все живое на сотни километров вниз по течению.
Понятно, что подобная обстановка не очень способствует укреплению мира и взаимопонимания между соседствующими государствами. До сих пор возникающие время от времени недоразумения удавалось разрешать мирно, дипломатическим путем — но это вовсе не означает, чтотакбудет и в дальнейшем. Конфликт уже однажды едва не полыхнул, когда зимой 2000 г. Узбекистан прекратил подачу природного газа в Киргизию. В результате эта страна была вынуждена значительно увеличить выработку электроэнергии на ГЭС, для чего потребовался дополнительный сброс воды на Токтогульском водохранилище. Сброс вызвал заболачивание части хлопковых полей Узбекистана. Тогда в качестве предупредительной меры Ташкент провел вблизи киргизско-узбекской границы военные учения, имитировавшие захват Токтогульской ГЭС, задействовав в них бронетехнику и вертолеты. В ответ Бишкек организовал пиар-кампанию, ориентированную на жителей Ферганской и Зерафшанской долины, подробно разъяснив в ней последствия разрушения ГЭС для тех, кто живет ниже по течению.
Потому-то никто не исключает возможности перехода конфликта из плоскости дипломатического противостояния к вооруженному столкновению. Избежать этого можно — создав единую систему, которая позволила бы сбалансировать интересы энерго- и водопотребления государств региона.
Такая попытка была предпринята при создании Евразийского экономического сообщества в 2000 году. Одной из основных задач ЕврАзЭС как раз и стало создание единой энергетической системы на территории государств-участников объединения. На тот момент в него входили Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан (впоследствии приостановивший свое членство в организации). Если для европейских государств ЕврАзЭС принятые в 2003 году "Основы энергетической политики государств-членов Евразийского экономического сообщества" — это во многом документ, обрисовывающий перспективы, то для стран бассейна рек Сырдарьи и Амударьи он мог бы решить вопросы войны и мира.
Читайте также: Кудрин: ЕврАзЭС станет единым к 2020 году
Так, этот документ определяет порядок совместных действий государств ЕврАзЭС по освоению гидроэнергетического потенциала бассейнов основных рек региона. В частности, важнейшим шагом в реализации этих планов стало бы окончание строительства Сангтудинской и Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Киргизии. Этот гидроэнергетический комплекс позволяет создать эффективный режим работы каскадов ГЭС на Сырдарье, Амударье и их притоках. С его созданием обеспечивается разумный баланс между генерацией электроэнергии и водопользованием с учетом нужд и интересов всех стран региона. При определенных условиях этот комплекс мог бы экспортировать излишки энергии в близлежащие Китай, Иран, Афганистан.
К сожалению, за прошедшее время планы так и остались планами. Против строительства мощных ГЭС активно возражают соседи Таджикистана и Киргизии во главе с Узбекистаном (что странно: проекты строительства всех этих гидроэлектростанций разрабатывались в советское время институтом "Ташгидропроект"). Кроме того, строительство требует значительных инвестиций, однако никто, кроме России, не спешит принять в них участие, а сами эти страны не располагают необходимыми ресурсами. Да и в самой России чиновники охотнее рассуждают о перспективах сотрудничества, нежели стремятся предпринять конкретные шаги.
Зато повышенную активность в регионе проявляют различные международные организации вроде соответствующих структур Евросоюза или Программы развития ООН. Их представители проводят мероприятия, такие как встречи водопользователей приграничных районов разных стран или обучение экономному использованию водных ресурсов. Это, конечно, меры замечательные и полезные — но половинчатые. Экономить можно лишь то, что есть в наличии, а гарантию сохранения и разумного использования ограниченного ресурса могут дать только комплексные меры, такие как создание общего энергетического комплекса ЕврАзЭС.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"