Еврозоне стоит бояться только собственной тени

Еврозона не распадется: цена выхода из игры слишком высока для каждой отдельной страны. Когда в начале сентября Мари Драги объявил о том, что ЕЦБ будет скупать гособлигации в неограниченном количестве, мосты за государствами еврозоны рухнули. Дороги назад нет, а это означает, что остается только двигаться вперед и бороться за свое счастье.

Чтобы дорога была легкой, монетарный союз должен поддерживаться четырьмя другими: банковским, фискальным, конвергентным и политическим союзами. А для устойчивости в долгосрочной перспективе политической экономии предстоит побороться за свое настоящее.

Это долгий и амбициозный список, но чем больше эксперты думают о ситуации в Европе, тем более неизбежными кажутся такие выводы, говорит профессор Клаус Шваб, основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума.

Читайте также: Банковский союз - яблоко раздора еврозоны

"С момента подписания в апреле 1951 года Договора о Париже между Бельгией, Францией, ФРГ, Италией, Люксембургом и Нидерландами европейская интеграция становилась все более интенсивной. Можем ли мы представить себе историю Европы без развития институтов, призванных объединить европейские страны под флагом общих ценностей и общих идеалов? Это немыслимо.

Евро обеспечивает основные экономические выгоды: устранение валютных рисков, снижение инфляции, рост объема торговли по всей еврозоне и более тесная интеграция европейских финансовых рынков. В целом, единая валюта способствовала денежной стабильности и предсказуемости, о чем часто забывают в сегодняшней дискуссии.

В то же время кризис выявил ряд недостатков в структуре еврозоны. Европе не хватает сильной и единой финансовой политики, различия в конкурентоспособности между севером и югом региона принесли с собой угрозу дефолта, а отсутствие банковского союза породило системные риски. Добавьте сюда запутанность европейских политических институтов, недостаток демократии, и вот результат: неспособность принимать реальные решения.

Очевидно, что в своем нынешнем виде евро выживет, но для этого нужно разобраться с проблемами в окружающих его учреждениях. Первое — это банковский союз. Без этого валюта попросту не преуспеет. Надежные банковские объединения должны осуществлять банковский надзор, механизм рекапитализации и гарантии банковских вкладов. Хорошей новостью тут является то, что первый пункт уже начали вводить в действие — 12 сентября было предложено создать единый контролирующий орган под эгидой Европейского центрального банка. Два последних пункта потребуют длительных переговоров, на которые могут уйти годы.

Переговоры о создании банковского союза неизбежно приведут к обсуждению фискального союза, поскольку оба они дополняют друг друга — банковский союз без фискального не будет иметь смысла. Любой фискальный союз в Европе неизбежно будет включать три составляющие: программу прямой рекапитализации банков, общеевропейскую систему страхования вкладов, что поможет банкам в более слабых странах, и какую-нибудь форму долговых взаимозачетов.

Читайте также: Безработица в еврозоне бьет рекорды

Тут важно не стать жертвой максимализма — "все или ничего". Между полным отсутствием фискального союза и самодостаточностью США или Швейцарии есть ряд возможных промежуточных вариантов, которые поспособствовали бы развитию финансовой солидарности и дисциплины.

Реформа управления европейскими финансами — необходимое, но недостаточное условие для успеха. Она не сможет разрешить главный вопрос, поставленный кризисом: разрыв в конкурентоспособности между севером и югом. Укрепление банковской системы ЕС и восстановление макроэкономической стабильности поможет южным странам увеличить их производительность, но они и сами должны принять участие в этом долгоиграющем проекте, чтобы сделать свой рынок труда более гибким, а инвестиции в образование и инновации — более существенными.

Важнейшим следствием всех этих реформ должно стать обретение "потерянным поколением" предпринимательского духа. Уровень безработицы среди европейской молодежи — раковая опухоль в организме экономики. Это кража собственного будущего и подрыв потенциала роста на десятилетия вперед.

Позитивным моментом во всем этом является то, что реформы продолжаются. Несмотря на довольно медленный прогресс, план "Европа 2020" вполне способен дать толчок росту конкурентоспособности региона. Я верю в то, что направление понятно, что европейские лидеры начнут смотреть в будущее с надеждой и что Европа сможет посрамить пессимистов".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"