С приходом зимы в Армении тема цены на газ, которая затрагивает все население страны, вновь стала актуальной. Российская сторона, согласно официальному сообщению, намерена увеличить цену поставляемого голубого топлива. Армянские эксперты не исключают, что возможное повышение цены связано с позицией Еревана относительно Евразийского и Таможенного союзов.
Армения на официальном уровне заявила, что не собирается вступать в указанные структуры. "Компания "Газпром" намерена поднять цену на поставляемый в Армению газ", — заявил 13 декабря в ходе встречи с журналистами министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян. Глава ведомства не стал уточнять, насколько может вырасти стоимость газа для армянских потребителей.
По словам министра, переговоры с "Газпромом" по данной теме еще продолжаются, однако "компания утверждает, что стоимость на поставляемый в Армению газ должна подняться". "Российская сторона, конечно же, желает поднять цену на газ, а мы этого не хотим, поэтому ведем переговоры. Думаю, до конца текущего месяца станет известно, какими будут тарифы на газ", — подчеркнул Мовсисян.
Поднялась ли цена сейчас?
Переговоры по поводу стоимости поставляемого в Армению газа с компанией "Газпром" ведутся уже несколько месяцев. Армянское правительство, несмотря на замечания экспертов, утверждает, что цена на газ за этот период не поднялась. Сейчас, по официальным данным, голубое топливо обходится простым потребителям в 132 драма за кубический метр, а крупным хозсубъектам — в $243 за 1000 кубометров. Однако данные Комитета по госдоходам свидетельствуют об обратной тенденции.
Читайте также: Единая валюта ЕврАзЭС не за горами
Так, по данным ведомства, Армения за период с июля по сентябрь закупила газ из России по цене $244 за тысячу кубометров, однако этот факт никак не комментируется на официальном уровне. Как отмечают эксперты, тарифы на газ начиная с 2005 года выросли в пять раз. Согласно мнению специалистов, на самом деле цена уже поднялась, однако правительство по различным причинам, в том числе, из-за ожидающихся в феврале президентских выборов, скрывает этот факт и субсидирует "АрмРосгазпром", чтобы тот не поднял цены для потребителей.
Следует отметить, что вопрос цены на газ обсуждался между Сержем Саргсяном и Владимиром Путиным в начале августа текущего года. Тогда, как заявили президенты, было найдено взаимопонимание по поводу данной проблематики. "Стоимость должна исходить из реальной рыночной цены на газ, помноженной или разделенной на необходимость обеспечения Армении природным газом сопоставимо с другими региональными тарифами", — подчеркнул Саргсян.
Импортом и распределением газа в Армении занимается российско-армянская компания "АрмРосгазпром", которая, по сути, является монополистом. Собственник 80 процентов акций компании — "Газпром", правительству же Армении принадлежат оставшиеся 20 процентов. Интересно, что в один момент в СМИ просочилась информация о том, что результатом сделки между Ереваном и "Газпромом" по поводу цен на газ может стать продажа армянской стороной своих акций российскому газовому гиганту.
"Согласно официальной информации, переговоры Армении с "Газпромом" еще продолжаются. Результаты должны появиться в конце декабря, — рассказала корреспонденту "Правды. ру" аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович. — Разговоры о том, что "Газпром" намерен повысить цены на газ для Армении, ведутся с лета текущего года. Причины не называются. Но, вероятно, это связано с тем, что Армения некогда заявила о нежелании вступать в Таможенный союз. Подобная ситуация также была с Украиной, когда Россия заявляла, что если Украина вступит в Таможенный союз, тогда будет рассматриваться предоставление каких-либо скидок на российский газ".
Повышение цен на газ — политический вопрос
Армянские экономисты склонны считать, что с экономической точки зрения в настоящий момент нет нужды в повышении цены на газ, поскольку спрос на него в мире, несмотря на некую его динамичность, не сильно растет. "Газ не только экономический, но и политический фактор для России, и игнорировать это будет проявлением близорукости", — сказал руководитель центра "Альтернатива", доктор экономических наук Татул Манасерян.
Манасерян считает, что возможное повышение тарифов может быть использовано, чтобы повлиять на политические решения. В этом плане он не исключил возможность связки увеличения стоимости на газ с позицией Армении по поводу создающихся Евразийского и Таможенного союзов. Напомним, что Ереван на официальном уровне заявил, что не собирается вступать в указанные структуры по причине отсутствия общих границ, однако страна готова тесно сотрудничать с этими интеграционными форматами.
Читайте также: Таможенный союз притягивает Армению
"В настоящий момент нужно говорить не о Евразийском союзе, а о Зоне свободной торговли (ЗСТ) на пространстве СНГ, к которой присоединилась Армения. Даже этот проект для Армении не обоснован с экономической точки зрения, поскольку опять-таки отсутствуют общие границы. В таких условиях, когда четко не уточнены правила игры в ЗСТ, говорить о евразийских перспективах Армении преждевременно", — обобщил эксперт.
Что может противопоставить Армения: два выхода
Слова министра энергетики и природных ресурсов Армении о том, что Ереван не желает повышения цены на газ и поэтому ведет переговоры с российской стороной, свидетельствуют, что на переговорном столе армянская сторона также поставила определенные вопросы, чтобы не допустить подорожания газа. "Армения — единственный надежный союзник России в регионе Южного Кавказа, и сильное увеличение цены на газ может испортить отношения, тем самым ослабив позиции Москвы в регионе", — уточнил Манасерян.
Однако, по мнению аналитика "Инвесткафе", важно, что объемы газа, которые Россия поставляет в Армению, для "Газпрома" несущественны. "В принципе эта разница в цене для "Газпрома" не будет большой выгодой. Так, в 2011 году объем поставок газа в Армению составил 1,6 миллиардов кубометров. А Армения, в свою очередь, больше зависит от российского газа. И поэтому если "Газпром" поднимет цены на газ, то Армении, по большому счету, ничего не останется делать, кроме как согласиться с этими условиями", — замечает Юлия Войтович.
В свою очередь армянский аналитик утверждает, что сейчас времена изменились, поэтому "необходимо от языка принуждения выйти на уровень работы на взаимовыгодных условиях". В этом плане, считает экономист, лучше работать в том направлении, чтобы существенно облегчить транзитный путь сообщения между Арменией и Россией через Грузию. "Это больше усилит интеграцию Армении на постсоветском пространстве, нежели другие инструменты", — убежден экономист.
Если подорожание голубого топлива все же произойдет, у Армении есть два выхода — импортировать дешевый газ из Туркменистана через Иран (между Арменией и Ираном существует газопровод, который принадлежит компании "АрмРосгазпром". — Прим. автора) и не компенсировать повышение цен за счет нынешней высокой маржи (почти $180), заключил Манасерян.
Как считает большинство экспертов, вопрос повышения цены на газ сильно связан с ожидающимися президентскими выборами, так как затрагивает все слои населения и не может не повлиять на электоральные настроения. Однако стоит отметить, что если тарифы на газ все-таки изменятся, то они вступят в силу с апреля будущего года, когда президентская гонка будет далеко позади. По мнению наблюдателей, именно тогда и может прекратиться субсидирование правительством компании "АрмРосгазпром" в целях не допустить повышения тарифов. Однако для социально необеспеченных слоев населения могут быть установлены определенные льготные условия.
Что же касается "Газпрома", то на данный момент предугадать, к какому решению придет руководство компании, крайне сложно. В отношении стран-потребителей российского газа политика различна. "Госкорпорация в последнее время снижает практически всем европейским потребителям цены на газ. Если брать страны СНГ, например Украину, то там "Газпром" не намерен снижать цену на газ. Для Белоруссии достаточно низкая цена. По договоренности она составляет где-то в районе 165 долларов за тысячу кубометров, что вообще очень немного, в то время как для Украины цены на газ составляют где-то около 420 долларов за тысячу кубометров", — заключает Юлия Войтович.