ГЛОНАСС тянет авиацию ко дну?

Споры вокруг навигационной системы ГЛОНАСС не умолкают на протяжении последних лет. С тех пор как правительство задало курс на массовое внедрение технологий ГЛОНАСС в РФ и за рубежом, ее возможности вызывают нарекания. Накануне стало известно, что в Росавиации считают бесполезным оснащение самолетов системой ГЛОНАСС, на чем настаивает Минтранс.

В четверг с самого утра СМИ смаковали информацию о том, что руководитель Росавиации Александр Нерадько раскритиковал приказ Минтранса об обязательном оснащении авиакомпаниями воздушных судов устройствами ГЛОНАСС. Сведения о том, что Нерадько написал соответствующее письмо в правительство, первой опубликовала газета "Известия" со ссылкой на имеющийся документ. Как сообщило издание, глава Росавиации составил послание правительству, в котором настаивал на бесполезности сего мероприятия, к тому же весьма затратного.

Читайте также: Санитарные "кукурузники" вернутся в небо

Указывалось, что причиной недовольства Нерадько приказом Минтранса является тот факт, большинство воздушных судов российского производства, на которые устанавливается аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, не имеют цифрового пилотажно-навигационного комплекса. В результате "аппаратура спутниковой навигации не взаимодействует с бортовым навигационным комплексом, поэтому автоматическое самолетовождение по сигналам ГЛОНАСС/GPS не обеспечивается", а следовательно, смысл оснащения самолетов навигационной системой теряется.

Однако во второй половине дня появились опровержения публикации. Представители Росавиации заявили, что смысл письма был искажен, и на деле глава ведомства ничего против внедрения в авиафонд РФ системы ГЛОНАСС не имеет. "Целиком и полностью искажен смысл письма, направленного в Минтранс России за подписью заместителя руководителя Росавиации. В действительности этот документ информировал Минтранс России о комплексных мерах, предпринимаемых Росавиацией и направленных на оснащение и внедрение системы ГЛОНАСС на воздушных судах гражданской авиации России", - приводит газета "КоммерсантЪ" слова советника руководителя Росавиации Сергея Извольского.

Тем не менее, поступившая в СМИ информация успела посеять зерно сомнения в рациональности приказа Минтранса. Действительно ли обязательное оснащение всех самолетов отечественных авиакомпаний столь необходимо, ведь один комплект аппаратуры имеет довольно приличную стоимость - один миллион рублей. Приказ вступил в силу 13 февраля текущего года, и на начало ноября, по данным Роскосмоса, из 1885 отечественных самолетов, которые находятся в эксплуатации, аппаратурой ГЛОНАСС было оснащено 530.

Однако под обязательное оснащение навигационной системой попадают не только российские воздушные суда, но и закупленные за границей. Разница заключается лишь в том, что российские самолеты необходимо оборудовать аппаратурой до 1 января 2015 года, а у владельцев судов иностранного производство времени есть чуть больше - до 2018 года. Если же у самолета или вертолета взлетная масса составляет 5,7 тонн и более, то такие суда необходимо оснастить ГЛОНАСС до 1 января 2016 года. Сроки довольно большие, но уже сегодня эксперты высказывают опасения, что затраты авиакомпаний на оборудование в результате найдут отражение в стоимости перелетов.

Читайте также: Китайский невидимка поднялся в небеса

Кроме того, обязательство, перед которым поставило российских авиаперевозчиков транспортное ведомство, может повлиять на цены, устанавливаемые лизинговыми компаниями. Что вполне обоснованно, ведь при установке навигационной системы в воздушные суда не исключено ухудшение эксплуатации других систем навигации или авионики, изначально установленных в самолетах. Выходит, что приобретая авиабилеты, россиянам придется оплачивать не только установку дорогостоящего дополнительного оборудования, но и "подстраховку" лизинговых компаний, переживающих за то, что это самое оборудование выведет из строя их продукт.

Впрочем, крупные авиакомпании страны еще вполне могут позволить себе траты такого рода. А вот более мелким, региональным авиаперевозчикам оснащение воздушных судов аппаратурой ГЛОНАСС вполне может оказаться не по силам. И эксперты склонны полагать, что компании во избежание выполнения приказа Минтранса будут искать возможность регистрировать самолеты во внероссийских юрисдикциях.

Однако ГЛОНАСС на авиации не остановится. С 1 января грядущего года систему будут внедрять на весь пассажирский транспорт страны, кроме легковых автомобилей. Одной из важных задач станет установка навигационной системы на грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. Информация о местоположении транспортного средства будет распознаваться и передаваться аппаратно-программными устройствами в органы Ространснадзора. Такси же будут оснащены системой до 1 января 2014 года. Так постепенно ГЛОНАСС будет спускаться с небес на землю, чего не скажешь о Минтрансе, неоспоримый приказ которого, несмотря на возвышенную патриотическую цель, выглядит крайне утопично в существующих российских реалиях.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика