Калужский автокластер наращивает мощность  

Экономический журнал "ВВП" отметил Калужскую область как лидера экономического развития и назвал самым успешным регионом по привлечению инвестиций. Региональные власти во главе с Анатолием Артамоновым создали благоприятные условия для инвесторов. Рост промышленного производства в 2010 году превысил 43 процента, по стране показатель 9 процентов.

В последние несколько лет в регионе развернули свои производства такие гранды мировой автоиндустрии, как Volvo, PSA Peugeot Citroёn и Volkswagen, электроники Samsung, кормов для домашних животных Nestle. Кроме того, построили свои заводы канадская Magna и французская L'Oreal.

Отечественные инвесторы производят сельхозтехнику и строительные материалы. Ведется строительство электрометаллургического завода. Более одного миллиарда долларов в год вливается иностранными инвесторами в развитие экономики региона.

Стоит отметить, что из 25 индустриальных парков, появившихся в стране в последнее десятилетие, девять асположены на территории Калужской области. Инвесторы получили возможность быстро и без бюрократических проволочек организовать строительство заводов и производство. Территория региона имеет развитую инфраструктуру и коммуникации.

Для развития экономического сектора под руководством губернатора Анатолия Артамонова в регионе созданы соответствующие исполнительные структуры: "Корпорация развития Калужской области, "Агентство регионального развития" и компания "Индустриальная логистика". Задачей "Корпорации развития" является создание инфраструктуры индустриальных парков. Вторые отвечают за сопровождение и поддержку инвесторов. Транспортная логистика и ее доступность находятся в компетенции третьей компании.

В регионе за последние шесть лет было создано около 16 тысяч новых рабочих мест. На данный момент число вакансий превышает количество безработных. Для поддержания и развития экономики в области работает несколько социальных программ для привлечения и удержания специалистов.

Особо быстрыми темпами в Калужском регионе развивается автокластер. В середине октября в Калуге состоялся международный форум по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в России "АвтоЭволюция 2012". Форум показал благоприятный инвестиционный климат, созданный областной администрацией. Он проводился при официальной поддержке министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

"АвтоЭволюция" — это серия ежегодных мероприятий, площадка для обмена опытом, поиска новых контактов и идей для развития бизнеса. В обсуждение перспектив развития приняли участие представители более 20 компаний автоиндустрии.

В рамках мероприятия обсуждались вопросы потенциала и экономических условий развития автомомбильного бизнеса в стране, стратегия автоиндустрии, особенности процесса локализации производства, проблема утилизационного сбора, новые условия и льготы для предприятий и многое другое. В практическую часть форума входило посещение ряда калужских автопредприятий в индустриальных парках "Грабцево", "Калуга-Юг", "Росва", а также профильного учебного центра.

Отметим, по данным департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ, в 2011 году по отношению к 2010 продажи автомобилей выросли на 39 процентов, а производство на 42 процента. На текущий год рынок вырос на 13,7 процента, а производство на 42.

Глава региона Анатолий Артамонов сообщил, что за шесть месяцев 2012 года с конвейеров местных автозаводов сошли более 130 тысяч машин, около 12 процентов от всех произведенных за этот период в стране легковых автомобилей. "Калужский автокластер становится все более заметным явлением на российском авторынке. В регионе четко прослеживаются тенденции увеличения выпуска автомобилей и комплектующих, а также локализации производства", — подчеркнул Артамонов.

Не менее важными составляющими успеха регионального автопрома, по его словам, являются организация кадрового обеспечения и развитие логической инфраструктуры, соответствующих современным требованиям. В настоящее время на предприятиях калужского автопрома работают более 12 тысяч человек, среднеотраслевая зарплата по региону составляет 23.157 рублей. Имеется центр подготовки кадров для автопрома.

Кроме того, в Калужской области находятся такие образовательные учреждения, как Обнинский институт атомной энергетики Национального исследовательского университета "МИФИ", филиал Брянского государственного технического университета и филиал Московского государственного технического университета им. Баумана.

Калужский автокластер в цифрах — это 620 тысяч автомобилей с начала 2007 года, 17 моделей выпускаемых на территории региона, три автомобильных завода, более 20 предприятий — поставщиков автокомпонентов. В апреле этого года состоялась церемония закладки первого камня в строительство завода по производству экскаваторов компании Volvo. Начало работы запланировано на 2013 год. Планируется, что завод будет выпускать примерно 2000 машин в год — шесть моделей экскаваторов. В проект привлечено более 350 миллионов шведских крон инвестиций.

На форуме губернатор Калужской области Анатолий Артамонов обозначил несколько значимых событий в индустрии автомобилестроение для региона. Среди них подписания соглашения о строительстве завода двигателей на территории региона, создание образовательных центров, готовящих высокопрофессиональных специалистов в условиях новой экономики, а также выпуск 500-тысячного автомобиля компании Volkswagen.

Буквально спустя месяц, 21 ноября, Анатолий Артамонов в Калуге принял участие в торжественной церемонии выпуска полумиллионного автомобиля на заводе "Фольксваген Груп Рус".

Юбиляром стал седан Volkswagen Polo, выполненный в официальных цветах Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Этот автомобиль передан в подарок городскому физкультурно-спортивному центру "Лидер". Одним из направлений деятельности которого, является физическая реабилитация и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья.

Производство полумиллиона автомобилей в России — это важный показатель успешного экономического и социального взаимодействия концерна с Россией. "С момента запуска производства полного цикла на заводе в Калуге прошло всего лишь три года: за это время мы нарастили производственные мощности и в данный момент более половины автомобилей, которые компания продает на российском рынке, сделаны в России", — сказал Маркус Озегович, генеральный директор "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус". — "Мы крайне ценим поддержку администрации Калужской области, поэтому рады передать юбилейный Polo седан для использования в спортивных инициативах города".

"Полмиллиона автомобилей за пять лет — отличный результат для локального производства в России. Этим успехом мы обязаны в том числе и сотрудникам нашего завода, которых сегодня насчитывается около 6000 человек. Кроме того, на калужском заводе "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус" лежит особая ответственность — выполнение планов и целей, связанных с заключением соглашения о промышленной сборке. Мы уверены, что следующий автомобиль-юбиляр не заставит себя долго ждать, — заявил доктор Йозеф Баумерт, директор завода "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус" в Калуге.

Отметим, компания постоянно наращивает свои производственные мощности. В ближайших планах — строительство завода по производству бензиновых двигателей. Предполагается, что первая продукция предприятия будет выпущена в 2015 году.

Говоря о перспективах автомобилестроения в регионе, Анатолий Артамонов отметил, что приоритетом будет создание новых высокотехнологичных предприятий. "Надо постоянно совершенствоваться, внедрять передовые технологии, быть впереди технического прогресса", — подчеркнул губернатор. Это должно способствовать дальнейшему развитию инвестиционного и кадрового потенциала области, повышению уровня жизни населения.