Государство поддержит региональные авиаперевозки. Федеральный бюджет будет направлять авиакомпаниям по 750 миллионов рублей ежегодно, которые дополнят средства местных. Деньги будут тратиться на субсидирование внутренних маршрутов, у которых нет альтернатив в виде наземной дорожной сети. В результате билеты на самолеты могут подешеветь на 35-50 процентов.
С 2009 года в стране работает программа субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток. Однако лишь для определенных категорий граждан. Скидкой в 50 процентов могут воспользоваться граждане моложе 23 лет или старше 60 лет.
Прошлогодний опыт распределения миллиарда для местных авиалиний оказался провальным. В прошлом году сообщалось о планах федерально-регионального софинансирования 162 маршрутов, но "субъекты этой возможностью не воспользовались". Причины провала были различные, постановление же было изначально "кривым".
Читайте также: Самолеты оживят российскую глушь
Как отмечал главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий, правительством были перечислены в основном межрегиональные маршруты, однако субъект не может субсидировать такие рейсы, так как это было бы нецелевым расходованием средств. "Ошибка в постановлении была заложена изначально", — констатирует Синицкий.
Однако от идеи помочь региональной авиации деньгами в правительстве не отказались. Зато отказались от ограничений по возрасту пассажиров. Как сообщил заместитель министра транспорта Валерий Окулов, из федерального бюджета региональные перевозки будут субсидироваться в течение четырех лет. Субсидировать планируется около ста маршрутов между городами, где авиационному сообщению нет альтернативы. Ежегодно распределяться между перевозчиками будет по 750 миллионов рублей. При этом 450 миллионов рублей из названной суммы будет выделено авиаперевозчикам в Дальневосточном, Сибирском, Северо-Западном и Уральском округах.
Уже в будущем году субсидии получат перевозчики, работающие на Приволжский федеральный округ. Округ получит 300 миллионов рублей из федерального бюджета, плюс свои взносы сделают региональные власти, что предположительно, позволит снизить билеты на ряд направлений до 50 процентов.
Читайте также: Нацпроект "авиахлам"
В программу государственной поддержки включены 52 авиационных маршрута. Практически нет сомнений в том, что получателем значительной части средств станет "Аэрофлот", который обеспечивает свыше трети перелетов внутри России (35 процентов). Авиаперевозчики, которые получат финансовые вливания, будут отбираться на конкурсной основе. Также в числе вероятных кандидатов на получение субсидий называется "Ютэйр", контролирующий 16,6 процента рынка региональных перевозок. Практически такую же долю рынка держит "Сибирь" (16 процентов).
В ПФО, куда субсидии пойдут в первую очередь, на них рассчитывает также авиакомпания "Татарстан" совместно с "Ак Барс Аэро".
Субсидии позволят разве что поддержать маршрутную сеть внутри страны. Однако сейчас отсутствует множество востребованных межгородских рейсов, а пассажиры вынуждены летать через Москву. Понятно, что такая ситуация более всего устраивает крупнейшие авиакомпании, базирующиеся в Москве, так как они отбирают внутрироссийский пассажирский трафик у регионалов. Ситуация ненормальная: три из четырех внутренних рейсов выполняются через Москву.
Как рассказал "БИЗНЕС Online" гендиректор "Ак Барс Аэро" Петр Трубаев, в Центральной России нет прямых перевозок между Казанью и Кировом, и такими городами как Оренбург, Пермь, Саратов. По этим направлениям рейсы будут разрабатываться.
"Вся программа разработки рейсов и ее реализация стартует в апреле 2013 года. Она будет рассчитана на четыре года. В течение этого срока будут открываться новые рейсы. Мы планируем, что полеты будут достаточно частыми и удобными для пассажиров", — уточнил Трубаев.
При этом эксперты в один голос твердят о том, что только небольшими в масштабах страны субсидиями создать эффективно работающую сеть региональных перевозок невозможно. Субсидии должны стать только толчком, который поспособствует открытию новых маршрутов. Для полноценного развития необходимо помочь авиаторам с новыми бортами — экономичными региональными самолетами отечественного происхождения.
Впрочем, тот же Окулов, сообщая о принятии "непростого решения по субсидированию приобретения самолетов" для региональных перевозчиков ответил на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС о покупках российских самолетов своим вопросом: "Вы о чем? Есть ли у нас воздушные суда отечественного производства?"
Кстати, до 2014 года свыше двух миллиардов рублей будет направлено авиапрому для обслуживание займов 2008–2011 годов под техническое перевооружение и покрытие затрат на лизинг. Это финансирование зарубежного производителя и банковских структур, так как основная часть арендованных самолетов являются иностранными.
Читайте также: Дама сдавала в багаж iPad, чемодан, саквояж
Для подъема дешевых местных авиалиний требуется развивать региональные аэропорты, сделать их транспортно доступными для населения и при этом упростить регистрацию на рейсы.
И наконец, традиционный уже вопрос создания дискаунтеров весьма актуален именно в этом сегменте. На фоне кризиса европейские лоукостеры просто выносят с рынка некоторые не особо сильные традиционные авиакомпании, вроде венгерской Malev или испанской Iberia. Однако в РФ никто из них не спешит.
В октябре поговорили о том, что неплохо было бы привлечь к работе на российских международных и даже внутренних линиях иностранных лоукостеров, раз уж своих собственных успешно похоронили в 2011 году. Однако глава пожалуй самого успешного мирового лоукостера Ryanair Майкл О'Лири, еще несколько лет назад заявил о том, что заход в Россию для компаний, которые делают ставку на максимально экономичные перевозки, просто не имеет смысла из-за высоких аэропортовых сборов.
Читайте самое интересное в разделе "Экономика"