Единая валюта ЕврАзЭС не за горами

Создание наднациональной валюты в рамках Таможенного союза неизбежно. Данное утверждение намедни сделал премьер Армении Тигран Саркисян. По его словам, это должно стать следующим этапом интеграции в рамках организации, что вполне логично с точки зрения упрощения денежного обращения при трансфертах. Новая валюта может появиться 1 января 2015 года.

Как подчеркнул премьер-министр Армении, в ходе встречи с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии, трем странам-участницам Таможенного союза выгодно иметь наднациональную валюту. "Это выгодно как хозсубъектам, так и гражданам. Какой смысл иметь национальную валюту и терять деньги во время трансфертов", — заявил Саркисян.

Премьер Армении также подчеркнул, что Россия, Белоруссия и Казахстан в настоящее время находятся примерно на одном уровне развития "и ни одна страна не собирается жить за счет другой". По убеждению Саркисяна, пять лет согласованной денежно-кредитной и бюджетной политики будет достаточно для того, чтобы все осознали необходимость введения единой валюты. Впрочем, для представителей российской стороны этот вопрос является очевидным уже сегодня, потому с лета активно ведется обсуждение данной возможности и выдвигаются предположения о том, какая именно валюта станет главной в торговых отношениях между странами.

"Летом текущего года премьер-министр России Дмитрий Медведев высказался за создание единой валюты для России, Белоруссии и Казахстана. Аналогичную идею он повторил на недавнем форуме СНГ в Ялте, — рассказал в интервью "Правде.Ру" Александр Разуваев, кандидат экономических наук и директор аналитического департамента "Альпари". — В принципе, может быть, идея смотрится несколько странной на фоне кризиса в еврозоне, когда вероятность того, что не только Греция, но, возможно, Испания покинет еврозону, но на самом деле есть здравое зерно, потому что в современном мире деньги определяют очень много. И только единая валюта может действительно объединить единое экономическое пространство".

Главной проблемой на пути создания единой валюты Таможенного союза первоначально был тот факт, что идея преподносилась российским правительством с главенствующей позиции. То есть Россия предложила странам СНГ вступить в рублевую зону, при этом Москва сохранит за собой право контролировать печатный станок, а другие страны автоматически попадут в зависимость от Центробанка России и Минфина. Разумеется, такой подход не устроил ни Белоруссию, ни Казахстан, и, как следствие, каждый начал пытаться в этом вопросе перетянуть одеяло на свою сторону.

Читайте также: Кудрин: ЕврАзЭС станет единым к 2020 году

"Кто-то скажет, что в Белоруссии плановая экономика, кто-то скажет, что есть свои проблемы в Казахстане. Вместе с тем надо понимать, что экономика России намного больше и казахстанской, и тем более белорусской. Не стоит забывать, что Россия обладает третьими в мире международными резервами, более 500 миллиардов долларов, и ВВП нашей страны в текущем году порядка 2 триллионов. Соответственно, учитывая позитив российской макроэкономики, это и рост более 4 процентов, и профицитный бюджет, формировать такую валютную зону будет достаточно легко, учитывая, что политическая воля есть и со стороны России, и со стороны Белоруссии, и со стороны Казахстана. А что касается Белоруссии, идея была в принципеочень популярна еще 10 лет назад, но тогда господин Лукашенко потребовал себе эмиссионный центр — ну, естественно, это не устроило ни российский Минфин, ни российский ЦБ", — замечает Александр Разуваев.

 

Еще одной острой проблемой Таможенного союза стало нежелание Украины в него вступать. Эксперты в один голос утверждают, что полноценная интеграция в рамках ТС и ЕврАзЭС невозможна без участия Украины. Однако несмотря на это, в конце прошлой недели в СМИ появилась информация о том, что Министерство иностранных дел Украины вновь заявило о невозможности вступления страны в Таможенный союз, поскольку всеми законодательными актами определен курс на евроинтеграцию. Разумные доводы о том, что российский рынок выгоден Украине гораздо более, чем украинский — России, пока результатов не принесли.

Зато удивительным образом идея свободной торговли между странами СНГ и Россией вдохновила Крымскую республику, первый президент которой, Юрий Мешков, неожиданно высказал намерение вступить в Таможенный союз независимо от Украины. Москва особых надежд на влияние Крыма не возлагает, хотя это может стать очередным "звоночком" для Виктора Януковича. Эксперты же склонны видеть здесь скорее "руку Кремля", нежели самостоятельное решение главы автономного округа. Впрочем, не секрет, что при желании Россия может склонить Украину к вступлению в объединение и более резкими, манипулятивным мерами.

"В современном мире самодостаточным может быть рынок только 200-250 миллионов человек. Россия плюс Казахстан и плюс Белоруссия — это несколько меньше. И, соответственно, система работает, только если будет интегрирована Украина. Не стоит забывать так же, что Россия может давить на Украину через энергоносители", — подчеркивает Александр Разуваев.

Читайте также: Экономной Украине семь верст не крюк

На сегодняшний день Россия заняла отстраненную позицию по отношению к Украине, тем более что все чаще в прессе проскальзывают заявления украинских чиновников о возможности вступления страны в Таможенный союз в случае усугубления экономической ситуации в еврозоне. А пока Украина находится на перепутье и гадает, к какому объединению ей приятственней примкнуть, в Таможенном союзе рассматриваются всевозможные решения касательно того, какая валюта может выступить в качестве единой, и стоит ли ставить вопрос о ее введении на повестку дня.

"Так или иначе, считается, что новая валюта появится с 1 января 2015 года, хотя, возможно, и раньше. Вряд ли будет подвергнут сомнению политический суверенитет. Вряд ли это будет российский рубль. Скорее всего, это будет новая евразийская валюта, соответственно, у нас будет новый евразийский Центробанк. В прессе часто фигурирует евразийский алтын, ну, скорее всего так и будет. Конечно, это будет локальная валюта, потому что размер объединенных экономик все-таки значительно меньше, чем экономика Соединенных Штатов, Китая или Евросоюза. Однако это будет действительно фактической денонсацией беловежских соглашений и восстановление Советского Союза только в новой версии, два ноль, и на новых, абсолютно рыночных и капиталистических принципах", — заключает эксперт.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"