Речь идет о штрафах за нарушение ПДД, совершаемых водителями на служебном транспорте в рабочее время. Такие штрафы зачастую оплачиваются работодателем, после чего тот либо взыскивает свои убытки с работника, либо не делает этого. Второй случай Минфин предложил рассматривать как получение работником экономической выгоды. А это значит, что на такие выплаты необходимо начислять НДФЛ, который, напомним, в России составляет 13 процентов.
Позиция министерства по данному вопросу была обозначена в недавнем письме №03-04-06/10-310, сообщает РБК-Daily. Данное письмо сразу вызвало неоднозначные оценки. Часть экспертов полностью разделяет позицию Минфина: справедливо, что лицо, совершившее правонарушение, должно нести за него ответственность. Если же этого не происходит и штраф за нарушителя уплачивает работодатель (а на сегодняшний день у него есть такая возможность), то можно говорить о получении работником дохода. А доход должен облагаться налогом.
Читайте также: В кустах с радаром сидят недаром
Часть экспертов с этой точкой зрения не согласна. По их мнению, странно считать убытки, понесенные предприятием по вине работника, доходом этого работника. Если, к примеру, сотрудник, уходя с рабочего места, забыл выключить свет в цеху и завод вынужден был оплатить перерасход электроэнергии, никто не станет называть уплаченную сумму доходом невнимательного сотрудника. Тем не менее, по логике Минфина, именно так и следовало бы поступить. Представляется, что в данной связи главным является вопрос о том, чем считать оплату автомобильных штрафов сотрудников работодателями. Если рассматривать ее как некий "бонус" для работников, то, разумеется, позиция Минфина верна: НДФЛ платить необходимо.
Однако не все так очевидно. Фирмы редко оплачивают штрафы тем сотрудникам, чье передвижение на машине лишь косвенно связано с исполнением их должностных обязанностей. Грубо говоря, вряд ли кто-то раскошелится в случае неправильной парковки своего менеджера у банка. Для подобной щедрости работодателя нужны какие-то исключительные причины.
Чаще всего штрафы работников за нарушение ПДД оплачивают компании, занимающиеся междугородними перевозками — в первую очередь, нефтепродуктов, цемента, муки, молока и таких скоропортящихся товаров, как фрукты, овощи и иная сельскохозяйственная продукция. Что до внутригородских перевозок, то указанная практика особенно распространена среди фирм, специализирующихся на развозке срочного товара: пиццы, суши и прочих продуктов питания. Кроме того, штрафы за нарушение ПДД работниками традиционно уплачивают фирмы, занимающиеся сервисным обслуживанием и ремонтом оборудования клиентов. Не чужды этой практики и поставщики строительной техники. То есть автомобильные штрафы за сотрудников, за редким исключением, платят те предприятия, которые относят дорожные правонарушения своих водителей к производственной необходимости.
Теоретически, конечно, никакой производственной необходимости в нарушении сотрудниками ПДД нет — правила написаны для всех. Но теоретически и дороги должны соответствовать ГОСТам, и дорожной коррупции существовать не должно. Однако осуществлять свою деятельность фирмам приходится не в теории, а в условиях современной российской действительности. И на разрыве теории и реальности оказываются водители, которые, выходят, должны отвечать за все мировое несовершенство.
Так, к примеру, ни для кого не секрет, что при осуществлении междугородних перевозок фуры, груженые скоропортящимся или дорогим товаром, фактически лишены возможности миновать некоторые КПП без уплаты штрафа. Коррупция в виде "платы за проезд" давно вошла в анекдоты, месторасположение конкретных пунктов, где она особенно распространена, легко можно найти в интернете. Конечно, такая ситуация не имеет ни малейших корреляций с законом. Но фирмы платят, относя это к обязательным платежам, существующим не в силу закона, а в силу сложившегося печального обычая. В этой связи предложение Минфина лишь ухудшит их положение.
Читайте также: Борьба с "пьяной ездой": от сумы до тюрьмы
Введение нового налога на автомобильные штрафы, который ляжет на плечи водителей, может существенно уменьшить для них привлекательность работы в секторе как междугородних, так и внутригородских перевозок. А там, между прочим, и так существуют проблемы с набором персонала. Таким образом, чтобы инициатива министерства не стала лишь очередным финансовым бременем для перевозчиков, требуется разработка эффективных программ, которые, как минимум, позволили бы исключить возможность произвольного взимания штрафов.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"
А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.